ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ВАЛЕНТИНЕ ПЕТРАЧКОВОЙ – 80!
Когда-то в годы войны в партизанском отряде маленькая девчушка, сидя высоко на дереве, пела «Катюшу». Слышно было, как лес разрывался от снарядов, где-то кипел бой, мама хваталась за голову, а маленькая Валя Петрачкова пела. В этом уже тогда проявилась её натура: весёлая, неугомонная, оптимистическая.
Её вхождение в актёрскую профессию было не из лёгких. Валентина работала в Витебском ботаническом саду, растила без мужа маленького сына, а по вечерам училась в студии при Коласовском театре, художественным руководителем которой был сам Тимофей Сергейчик, народный артист Беларуси, один из наиболее знаменитых отцов-начинателей БДТ-2- Коласовского театра. Среди наставников – Наум Лойтер (постановщик «Нестерки»), Александр Скибневский, Фёдор Шмаков, Яков Бураков.
Тимофей Сергейчик оставил такую запись в учебном журнале: «Из Петрачковой выйдет неповторимая острохарактерная актриса. Она займёт почётное место в коласовской труппе». И он не ошибся.
К сожалению, не сохранились телевизионные записи ранних спектаклей с участием актрисы, что вошли в «золотой фонд» белорусского театра – «Доктор философии» Б.Нушича (Сойка), «Король Лир» У.Шекспира (Регана), «История греха» С.Жеромского (Барнавская), «Колокола Витебска» В.Короткевича (Евга Бабук). Только строчки газетных рецензий и монографий доносят до нас восторженные впечатления критиков и зрителей.
Особую приверженность вызывала её Евга – юродивая. Но актриса не делала акцент на её безумии, она – народ, его правдивый голос. Перед разъярённой толпой, которая защищает свою веру, появляется Кунцевич, который стремится доказать, что он добрый, терпеливый. Евга-Петрачкова предупреждает, чтобы не верили ему: «Да вы все здесь без голов, люди. Ходят, руками машут, а все без голов! И ты, и ты, и ты!». Лучшим местом роли была сцена Евги с Кунцевичем. Да, она обвиняет его в преступлениях, не боясь, что за это ей угрожает смерть. И всё же в одном только обращении к нему – «Иване!» – звучит столько человечного, столько боли за архиепископа. Она верит, что в нём проснётся человек, который вернётся к своей родной земле.
Зрители среднего поколения ещё помнят её бабу Одноглазку из «Клеменса» Казиса Саи – удивительно ансамблевого, воистину народного спектакля, и по сегодня непревзойдённого шедевра Коласовского театра. Роль, похоже, не из главных, но с каким мягким юмором была сделана актрисой! Она, так же как смолокур Алялюмас, музыкант Скалнас – была воплощением достоинства, моральной чистоты жителей Девятибедовки, не всех, а тех единиц, кто не растворился в тупой толпе, не позволил себе превратиться в рабскую послушную скотину.
Совсем другая роль – Галчиха из «Без вины виноватых» А.Островского. Переживашая свой век старуха, чей ум блуждает где-то в прострации, берёт инстинктом выживания выброшенной на улицу дворняги. Жаль её и одновременно отвратительно видеть эти дрожащие руки, которые быстренько сгребают банкноты.
Тонкая психологическая работа была у Валентины Петрачковой и в спектакле «Такая странная любовь», поставленном в начала 80-х годов Геннадием Мушпертом, который включал в себя несколько новелл разных авторов. В одной из них – «Два пуделя» С.Злотникова – она работала в паре с народным артистом Беларуси Евгением Шипило. Все диалоги, всё действие там строилось на «втором плане», подтекстах, тонкой нюансировке. Они были такими разными, он – из «простых», она – изысканная интеллигентка, но их объединяло одно – одиночество пожилого возраста.
Одна из наиболее значительных её работ – Анна в спектакле «Вечер» по пьесе А.Дударева. Петрачкова сильно драматизировала образ, более подчёркивала одиночество, неизбывную душевная боль, печаль своей героини. Её сравнивали с белорусской мадонной. Когда спектакль на гастролях в Москве увидел министр культуры СССР Юрий Демичев, то был настолько поражён игрой витебских артистов, что приказал всем присвоить почётные звания. Так Валентина Петрачкова стала заслуженной артисткой Беларуси. Кроме того, за роль Анны ей была присуждёна Государственная премия БССР.
Валентина Петрачкова удачно прикоснулась и к классике «театра абсурда» в постановке Антона Гришкевича «Стулья» по Эжену Ионеско. Образ Старухи был запоминающимся, ведь актриса, может, и вопреки автору, обогащала его своей жизненной мудростью, своей личной печалью, человечностью, женской теплотой. Способность соединить драматизм, психологический обьем образа с комедийными красками, эксцентрикой выявилась и в спектакле «Дорогая Памела Кронки!» Д.Патрика в постановке Гришкевича, где актриса блестяще исполнила главную роль. Вспоминаются слова этого режиссёра, который был на стажировке в Москве и на то время вернулся в Витебск: «Таких актрис, как Валентина Тимофеевна, там и близко нет».
Надо сказать, что она никогда не повторяла найденные приёмы, не употребляла штампы, всегда была неожиданная. Жаль только, что режиссёры ей чаще доверяли второстепенные роли. Но какие шедевры она делала даже из мельчайшего эпизода! Можно ли позабыть её немую Марью из трагедии О.Ждана «Солгали Богу, солгали»! Действие происходило в одной из оставленных чернобыльских деревень. Несколько пожилых женщин доживают здесь последние дни. Одну из них, Марью, жизнь никогда не пестовала. Ещё ребёнком её подбросили в чей-то хлев. Росла одна, без родителей (кто где пригреет), потом, опозоренная, осталась одна с ребёнком на руках. Защищая свою честь, уже падросший парень попал за решётку. И вот он возвращается. Надо видеть, как Марья бросается ему на шею, как прижимает к себе, как потом, сидя за праздничным столом, мило взъерошивает его волосы, как, забывши возраст, пляшет под сыновью гармошку. В этой роли (да только ли в ней?) актриса не играла – жила на сцене. Ибо внутренне близкой, по-человечески понятной казалась ей Марья.
В спектакле «Мельница» по пьесе Алексея Дударева эпизод с её участием длился несколько минут, но впечатлял почти документальной правдой. На сцену выходили две пожилые, обессиленные жизнью женщины, по-видимому, брошенные детьми, одна из которых кормила вторую супом. Автор не дал исполнителям (Валентине Петрачковой и Тамаре Шашкиной) ни одной реплики, но неподдельное существование старейшин коласовской труппы настолько впечатляло, что зал неизменно провожал их аплодисментами.
Последняя по времени её работа – Мария Хосефа из драмы «Дом Бернарды Альбы» Ф.-Г.Лорки. Казалось, что героиня Петрачковой только прикидывается умалишённой, столько здравого ума в её словах, которые она смело бросает в лицо Бернарде. Жизнелюбие и эпатаж Хосефы – своего рода протест против деспотизма, тирании хозяйки сумрачного дома. Эту же роль она исполняла на бенефисе пять лет назад. Как тепло принимал каждый её выход зрительный зал, не жалея горячих аплодисментов!
Надо вспомнить и те роли, которые актриса сыграла в кино. Это Евхимиха в «Знаке беды», Палага Хохлова из «Плача перепелки»,Учительница из «Белых одежд», Макарьевна из сериала «Будулай, которого не ждут», Анна, бабушка Люды из ленты «Свежина с салютом» и другие.
Валентина Тимофеевна – актриса особенная. Она – воплощение мудрости, доброты и преданности театру, настоящая белорусская актриса, так как смогла собрать и сохранить в себе лучшие традиции Коласовского театра, которому никогда не изменяла.
В последнее время эта выдающаяся актриса, которая около 60 лет своей жизни отдала служению Коласовскому театру, сыграла здесь около 200 ролей, не выходит на сцену. Но зрители и, конечно же, все сотрудники театра, коллеги помнят её сценические работы, безусловно, вписанные в сокровищницу белорусского сценического искусства.
Сегодня Валентина Петрачкова празднует 80-летие!
Коласовский театр от всей творческой души желает ей крепкого здоровья,
долгих лет жизни, оптимизма, праздничного настроения!
Добавить комментарий