ВИКТОР ДАШКЕВИЧ. С КОЛАСОВСКИМ ТЕАТРОМ – ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ
3 января 2020 года празднует 75-летний юбилей ведущий мастер сцены Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа, заслуженный артист Республики Беларусь Виктор Николаевич Дашкевич. Он родился в самом начале года, который принёс ожидаемую победу в Великой Отечественной войне. Да и появился он на свет в партизанской зоне. Именно там познакомились родители Виктора: папа, бывший окруженец, и мама, партизанка-подрывница, молодая девушка, которая сбежала из оккупации и пробилась через линию фронта к своим. Папу Виктор не запомнил: через несколько месяцев после его рождения он погиб. Мама вернулась к себе на родину, в Ореховск, где и прошло детство будущего актёра.
По дороге в Витебск
Ему очень повезло. В посёлок забросила судьба известную актрису Татьяну Большакову, которая сама постигала основы мастерства во Франции, в городе Нанси. В Ореховске она вела театральную студию при Дворце культуры, куда и попал будущий актёр. После 10 класса дважды пробовал поступить в школу-студию МХАТа, но неудачно. То документы вовремя не приходили, то мешал белорусский акцент.
В Белорусский театрально-художественный институт поступил без всяких проблем. Руководителем курса была ещё одна прекрасная женщина, отличный педагог, профессор Вера Павловна Редлих. Воспитанница мхатовской школы, она много лет возглавляла Новосибирский театр «Красный факел», затем работала режиссёром Русского театра имени Горького в Минске. В дипломных спектаклях Виктор Дашкевич сыграл ряд главных ролей, но лучшим признали Никанора в «Людях на болоте» по И.Мележу. Его приглашали в Русский театр имени Горького, звали в Брест, но он поехал в Витебск. Во-первых, ближе к родным местам, во-вторых, так захотела его жена.
С приходом Валерия Мазынского
Какое-то время больших ролей ему не предлагали, всё больше эпизоды или сказочки. Пока в театр не пришёл Валерий Мазынский, который буквально вздыбил коллектив своим первым спектаклем «Колокола Витебска» по В.Короткевичу. Виктор Дашкевич – Поликар Абрагимович, тысячник, предводитель епископской гвардии. Данная роль принесла ему диплом на Республиканском конкурсе творческой молодёжи.
В то время зрителям запомнились несколько ярких ролей Виктора Дашкевича. Деревенский «дурак», а на самом деле хитрый, рассудительный насмешник Никита из пьесы «Никитов лапоть» М.Чароту (спектакль «Шутки»). Охотник-якут Еремеев, который сохранил детскую наивность и доверие к людям («Прошлым летом в Чулимске» А.Вампилова). Настоящий праведник Николай, который взвалил на себя тяжесть забот о чужой семье («Порог» А.Дударева). Излишне скромный кавалер Николай Иванович со «Старого дома» А.Казанцева. Образы, созданные артистом, отличались художественной убедительностью, правдоподобием, углублением в саму суть характеров, умением схватить «зерно» роли.
В «Ляльку» и назад
В конце 80-х годов в театре имени Якуба Коласа создалась сложная ситуация. Главного режиссёра Валерия Мазынского отклонили от занимаемой должности. Театр возглавила «режиссёрская коллегия», но ни один из выпущенных спектаклей не стал событием, все они быстро уходили из репертуара. Виктор Дашкевич откликнулся на предложение стать директором театра «Лялька», хотя административная работа явно не была его коньком. Известный театральный критик Тамара Горобченко как-то при встрече заметила ему: «Что, в директора подался? А я до сих пор твоего Еремеева помню». И очень быстро он вернулся. Тем более что коллектив коласовцев возглавил заслуженный деятель искусств Украины Борис Эрин, с именем которого связаны мощные взлёты театра, такие, как «Власть тьмы», «Клоп», «А зори здесь тихие…», «Свадьба Кречинского», «Хам».
Актёр классических ролей
Работу артиста Виктор Николаевич совмещал с обязанностями заведующего труппой – своего рода буфера между администрацией и творческим составом. В это время он сыграл целый ряд классических ролей. Вот как вспоминает о его Добчинском из «Ревизора» коллега актёра, заслуженная артистка Республики Беларусь Тамара Скворцова: «Высокий льстивый голосок, умилённые глазки, кошачья походка, птичий чубчик на голове – и перед нами очень правдивый образ «маленького» человека, которому уж очень хочется быть впереди всех событий». В спектакле «Король Лир» по Шекспиру, поставленному Валерием Маслюком, он играл герцога Альбанского. Чудаковатый, никчёмный, потешный в своём карнавальном костюме ( в финале спектакля), этот герой живёт в мире им же самим придуманных фантазий. По иронии судьбы именно он наследует трон после смерти Лира.
Артист блестяще вписался в тонкую поэтику чеховских образов – Телегина в спектакле «Дядя Ваня» и Сорина в «Чайке». Это были хотя и обойдённые счастьем, но очень привлекательные персонажи, прежде всего своей христианской способностью сочувствовать, воспринимать чужое горе как своё собственное.
В экспериментальном театре. И не только
Без сомнения, актёру более близок психологический, традиционный театр, но тем не менее ему не чужды и современные, экспериментальные поиски, в Коласовском театре связанные прежде всего с постановками Виталия Барковского. Производитель дирижёров в «Элите» М.Чокэ, Чёрный в «Сне на кургане» по Я.Купале, Мюллер в «Тузах» У.Видмера, Автор («Дотронуться губами до небес» Т.Уильямса), Советский следователь («От цо да!» С.Яновича), Писатель («И смех, и слёзы, и Любовь» по В.Набокову). Всё это, на первый взгляд, роли «второго плана», но они запомнились, так как актёр смог соединить психологическую достоверность с яркой внешней формой на грани с гротеском, гиперболой, буффонадой, что помогло ему находить интересные приспособления, переосмысливать второстепенные образы.
За роль Мнишека, коварного придворного королевы Боны в спектакле «Чёрная невеста» по А.Дудареву актёр был удостоен приза зрительских симпатий на Международном фестивале «Славянские театральные встречи» в 1999 году.
Впоследствии Виктор Николаевич блестяще сыграл роль Родиона Николаевича в спектакле «Старомодная комедия» А.Арбузова. Его герой – главный врач санатория – уже в пожилом возрасте встречает свою любовь и судьбу. Открытый душой, настоящий жизнелюб, способный любить и на склоне лет – таким он предстаёт в исполнении артиста.
С Ридом Талиповым и Юрием Лизенгевичем
Отдельная страница в творческой биографии – работы в спектаклях Рида Талипова. В «Мудрецах…» по А.Островскому он сыграл Мамаева. Актёр убедительно передал высокомерие и честолюбие, глупость своего персонажа. Удачно найденный грим седовласого старика в больших бакенбардах с прищуром наивного младенца дал возможность исполнителю создать выразительный образ. В спектакле «Квартет» Р.Харвуда о звёздах оперной сцены, доживающих свои дни в элитном доме для престарелых, Дашкевич создал противоречивый образ Реджи. Актёр показал героя в развитии: он постепенно шёл от самолюбования, амбициозности, замкнутости на своих обидах к сочувствию, пониманию и прощению других.
В спектакле Юрия Лизенгевича «Дикая охота короля Стаха» по знаменитой повести В.Короткевича Виктор Дашкевич играл одну из центральных ролей – шляхтича Дубатовка, который выдаёт себя за приличного человека, но за этой маской прячется жестокий хищник, который, собственно, и мистифицирует «дикую охоту».
Творческая жизнь продолжается…
В последние сезоны Виктор Николаевич активно занят в детских спектаклях. В музыкальной сказке «Приключения Чиполлино» он исполняет роль Чиполлоне, отца главного героя, а в эксцентрическом, остроумном, весёлом спектакле по произведениям А.Линдгрен «Пеппи» создаёт образ Капитана Оченьдлинныйчулок – папы юной фантазёрки, который, несмотря на возраст, и сам склонен к возвышенной романтике.
Среди ролей «взрослого» репертуара – комический и глуховатый старик Мисено в лирической комедии «Дурочка» Лопе де Веги, профессор Райсер из комедии «Доктор философии» Б.Нушича, дед Северьян в жизненных историях «Ещё раз о любви» по В.Шукшину.
Коласовский театр желает юбиляру крепкого здоровья, бодрости духа, жизненного оптимизма, отличного настроения, семейного благополучия, и конечно – новых интересных, запоминающихся ролей!
Комментарии
Из-за преступного бездействия
Из-за преступного бездействия Беларусь дождалась - сегодня, 31 марта 2020 года - менее, чем через 3 месяца после юбилея в Витебске умер больной с подтвержденным коронавирусом. Речь идет о 75-летнем актере Коласовского театра, Заслуженном артисте Республики Беларусь Викторе Дашкевиче. Факт смерти мужчины подтвердила его дочь Виктория. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВЕЛИКОМУ МАСТЕРУ!!!
Добавить комментарий