ГАЛИНА БУКАТИНА. ПОТЕНЦИАЛ АКТРИСЫ НЕИСЧЕРПАЕМ

У заслуженной артистки Республики Беларусь, ведущего мастера коласовской сцены Галины Букатиной сегодня, 27 января, юбилей! Героини Галины Букатиной всегда по-женски притягательны: бывает, что романтичные, мечтательные, бывает, что охваченные страстью – сильной любовью или жаждой власти. Но даже в лирических ролях за типично славянской красотой актрисы, женской, даже чарующей привлекательностью мощно ощущаются характер, интеллект, благородство (какого бы происхождения они не были и в каком бы времени не существовали), внутренняя, духовная сила, способность противостоять неблагоприятным обстоятельствам. На протяжении почти 40 лет сценического творчества заслуженная артистка Республики Беларусь Галина Букатина создала более 70 женских образов.

Первые аплодисменты… в деревенской избе

Когда Галина Букатина впервые ощутила себя актрисой? Может, когда совсем маленькой девчонкой разыгрывала концерты на деревенской печи, будто на каком-то подиуме? Бабушка, тётушка и их подруги награждали юную артистку громкими аплодисментами, а затем было непременное чаепитие. А может, в будущем, когда выходила на школьную сцену либо играла в народном театре своего родного Молодечно под руководством первого педагога Надежды Ивановны Сидоренко?

Перед выпускным балом у девушки с прекрасными внешними данными, а ещё хорошими способностями к перевоплощению возникла дилемма: либо спорт, либо актёрская профессия. Галина выбрала театр.

Знакомство с купаловцами и Андреем Макаёнком

Набирал студентов главный режиссёр Купаловского театра Валерий Николаевич Раевский. Это был его первый актёрско-режиссёрский курс. Училась вместе с Геннадием Мушпертом, в будущем главным режиссёром Гродненского областного драматического театра, Андреем Душечкиным (ныне артистом Национального академического драматического театра имени М.Горького в Минске), Георгием Лойко, Вадимом Асветинским, Натальей Фатеевой, Татьяной Аникиной, которые вместе с ней попадут в коласовский театр.
Уже на втором курсе Раевский начал активно занимать студентов в массовых сценах спектаклей на купаловских подмостках. Сначала была «Оптимистическая трагедия», где они были заняты в массовках. Иногда их, молодых, уже маститые актёры разыгрывали, но это не смущало. Главное – понюхать сцену.

Затем – «Погорельцы» А.Макаёнка, где Галина уже сыграла роль секретарши Стеллы. Этот спектакль был как взрыв бомбы, потому что там шёл разговор о недобросовестных чиновниках. Лишний билетик начинали спрашивать ещё в купаловском сквере. Раевский познакомил актрису и с автором пьесы – Андреем Макаёнком, который дал своё согласие на её назначение. В спектакле играли народные артисты Виктор Тарасов, Павел Дубашинский, Геннадий Овсянников, Арнольд Помазан. Последний подарил ей соломенную игрушку с открыткой, где было написано: «Теперь ты понимаешь, Стелла, в чём сложность современного момента». Она и до этого времени хранится у Галины Николаевны как своеобразный талисман.

 

Потом была Зоська в белорусских водевилях «Жениться не журиться», партнёром её был Виктор Манаев. Первые в жизни гастроли – в Гродно, где артистов чрезвычайно тепло принимали. Казалось бы, всё шло к тому, чтобы остаться в Минске. Но по распределению Галина Букатина попала в Коласовский театр. Сперва полагала, что это временно, на год-два. Оказалось – на всю жизнь. Именно наш театр стал для Галины Букатиной судьбой.

Первые шаги на коласовской сцене

Поначалу было сложно и непривычно. Жилья не было, довелось год обитать в гостинице, после ещё год – в самом театре. Занимала свободную комнатку. По вечерам читала книги или блуждала по театру. Ощущала запах кулис и будто прикасалась к живой истории, представляла тех крупных, выдающихся актёров, которые некогда играли на этой сцене.

Первой ролью, сыгранной в Коласовском театре, была Аня из чеховского «Вишнёвого сада» в постановке В.Мазынского. Героиня Галины Букатиной получилась трепетная, мечтательная, импульсивная, полная девичьих грёз и веры в лучшую жизнь. Это была хорошая заявка.

Затем была юная, но внутренне опустошённая Лидка из дударевских «Рядовых», чью молодость загубила, уничтожила война.

 

С особенной теплотой актриса и сегодня вспоминает совместную работу с выдающимся мастером Борисом Эриным. Первый опыт был в драме «Без вины виноватые» А.Островского, где она работала вместе с мэтрами коласовской сцены – народными артистами Беларуси Галиной Маркиной, Владимиром Кулешовым и Георгием Дубовым, набиралась опыта, училась мастерству. В постановке она сыграла провинциальную актрису Коринкину, лицемерную интриганку и завистницу, которая хорошо умеет играть не только на сцене, но и в жизни. Непросто было внутренне оправдывать для себя её не совсем приглядные поступки. Актёр ведь адвокат своих ролей!

 

В спектакле «Филумена Мартурано» по пьесе Эдуардо де Филиппо Галина Букатина создала образ легкомысленной Дианы, молодой соперницы главной героини.

В «Хаме» по Э.Ожешко перед ней поставили ещё более сложную задачу – в довольно молодом возрасте сыграть 40-летнюю деревенскую женщину. Режиссёр Борис Эрин сказал: «Нужно расширять палитру. Вот этого ты ещё не умеешь. Этому надо учиться». И поначалу было очень сложно. Но режиссер вёл её. Шаг за шагом. Это та школа, которой актриса и сейчас пользуется.

Другая школа

Режиссёром, который совсем по-другому раскрыл Галину Букатину, был Виталий Барковский, заслуженный деятель искусств Республики Беларуси. Сначала работать с ним было сложно, ведь это была другая школа, другое направление. Но с течением времени они стали понимать друг друга.

За образ Галы, жены главного героя, трогательно-изысканной, нежной, грациозной, самоотверженной в спектакле «…потому что люблю…» Е.Поповой актриса удостоена диплома «За лучшее исполнение женской роли» на Республиканском фестивале национальной драматургии в Бобруйске. В ходе работы над ролью хотела больше узнать другую Галу, жену Сальвадора Дали, в каком-то смысле прообраз своей героини. Много читала о ней. При всей непохожести этих женщин находила что-то общее между ними, понимала суть роли.

 

За образ королевы Боны Сфорца в «Чёрной невесте» Алексея Дударева удостоена специального диплома за яркое воплощение роли и призом комитета по делам молодёжи Гомельского облисполкома на Международном театральном фестивале «Славянские театральные встречи».

 

В спектакле «Поздняя любовь» А.Островского Галина Букатина создала образ Варвары Лебёдкиной, этакой холодной искусительницы, которая рассчитывает каждую интонацию и жест, а ко всему прочему режиссёр придумал для неё длинную и пронзительно-драматическую сцену молчаливого диалога с куклой вроде признания в самых тайных чувствах.

 

В спектакле «Домой» Е.Поповой героиня Букатиной – немолодая женщина Лора Васильева, которая пробует защитить своё счастье, убивая соперницу.

 

Незаметных ролей не было

Актриса не выделяет одного режиссёра: работа с каждым из них, считает она, для неё полезная и плодотворная. Например, в тандеме с Ридом Талиповым был создан интересный образ ханжи Турусиной в комедии «Мудрецы…» А.Островского. Интересно, что после одного из показов на обсуждении режиссёр отметил эту роль как наиболее удачную в спектакле.

 

Второстепенные роли, благодаря мастерскому исполнению актрисы, часто выходили на первый план. Например, служанка Понсия в драме «Дом Бернарды Альбы» Ф.-Г.Лорка, поставленной болгарскими режиссёрами Димитром Димитровым и Йорданом Славейковым. День за днём, минута за минутой она накапливает в себе ненависть и жажду мести. В финале спектакля сама берёт в руки ружьё и нацеливает на Бернарду, олицетворяя собой расплату. Таким образом, эпизодическая роль выходит на первый план, становится логичной развязкой семейной драмы.

 

Сложный, противоречивый характер Изабеллы Пьемонтской, которая в течение спектакля ведёт сложный психологический поединок с настоятельницей монастыря, создала Галина Букатина в спектакле «Пьемонтский зверь» А.Курейчика. Пьесу поставил Юрий Лизенгевич.

 

Актриса очень благодарна и этому режиссёру. Так как в своё время, когда не было ролей, он заметил её и занял в своём спектакле «Деревья умирают стоя», где она сыграла Марию-Исабель. Интересный образ, где границы между игрой, в которую она невольно втягивается, и настоящими человеческими чувствами, исподволь начинают исчезать, а совсем чужой человек становится близким, родным, своим.

 

Высший, неподдельный класс актёрской игры

Сегодня Галина Букатина активно занята в детском репертуаре. Например, её гротесковый образ фрекен Розенблюм из яркой сценической фантазии Ирины Тишкевич «Пеппи» по известной книге А.Линдгрен и мюзиклу Ю.Кима, главного антагониста Пеппи. Должно быть, актрисе не очень интересно было сыграть этого правильного персонажа, и тогда она добавляет образу ещё одну краску, привносит в спектакль тему женской неустроенности. В гротескном плане решён и второй её сказочный персонаж – младшая графиня Вишня в «Приключениях Чиполлино» по мотивам известной книги Д.Родари.

 

Из образов Галины Букатиной в спектаклях для взрослого зрителя весьма заметны Мод из лирической комедии «Гарольд и Мод» К.Хиггинса, Огюстина из детектива «Восемь любящих женщин» Р.Тома и Марья Ермилова из жизненных историй «Ещё раз о любви» по рассказам В.Шукшина (новелла «Осенью»).

В особенной трактовке режиссёра В.Савицкого чарующая Мод вовсе не выглядела как женщина очень солидного возраста, скорее наоборот. Дело здесь было совсем в другом, скорее в отношении к внешнему миру, к людям, к жизни. Мод открывала всё это перед Гарольдом. Таким образом углублялся смысл и роли, и спектакля.

 

Взбалмошной, чудаковатой и эгоистичной предстаёт в спектакле «Восемь любящих женщин» Огюстина, сестра главной героини. Какое-то сочетание почти сумасшествия на почве алчности, похоти и ревности женщины и наивного, трогательного ребёнка.

 

В спектакле «Ещё раз о любви» её роль – не из центральных. Тем не менее актриса оказывается способной привнести в спектакль досценическое прошлое героини, передать её душевную боль, трогательную нежность и память о той далёкой юношеской любви, которую она сумела пронести через всю жизнь.

 

Потенциал актрисы богат, неисчерпаем. Об этом ещё раз подумалось на вечере памяти Зинаиды Конопелько, где Галина Николаевна вышла в роли Миронихи, одинокой деревенской старухи из повести «Последний срок» В.Распутина. Ну что, казалась бы, общего у городской интеллигентной, изысканной женщины с простой бабой пожилого возраста, да ещё из далёкой Сибири? Но было жизненное правдоподобие. Даже особенным произношением, говором российской глубинки, актриса убеждала, что такая и должна быть эта Мирониха. Это был самый высший, неподдельный класс актёрской игры.

Коласовский театр поздравляет Галину Николаевну Букатину с юбилеем!
Желает ей крепкого здоровья, выдержки, духовных сил, вдохновения,
новых ярких ролей и отличного настроения!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.

 

З ДАПАМОГАЙ QR-КОДА
АЦАНІЦЕ ТВОРЧУЮ РАБОТУ ТЭАТРА НА ПАРТАЛЕ РЭЙТЫНГАВАЙ АЦЭНКІ

  

КОЛАСАЎСКІ ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

          

 

ІНФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

 

           

                      

 

X