ЖИЗНЕННАЯ ПРАВДА ВЯЧЕСЛАВА ГРУШОВА – В СЦЕНИЧЕСКИХ ОБРАЗАХ

Чудесные внешние данные, отличный актёрский темперамент, особый тембр голоса, сильный энергетический заряд в сочетании с внутренним благородством выделили Вячеслава Грушова с первых лет работы на коласовской сцене.

Созданные актёром образы – будто его дети. Сначала это были молодые задиристые мальчуганы, которые в борьбе с мещанскими постулатами родителей пробовали отстаивать юношеские идеалы. К ним можно добавить и романтических героев из так называемых «комедий плаща и шпаги». Казалась бы, именно такой актёр должен стать весьма востребованным в театре, сориентированном на академическую «модель», где большое место должно быть отведено классической драматургии. Но так не произошло. В течение длительного времени (после вынужденного ухода главного режиссёра Семёна Казимировского и до прихода Бориса Эрина) мировая классика была редким гостем на коласовской сцене. А в современные пьесы типаж «романтического героя» не совсем вписывался. Но артист не терял надежды, что его «звёздный час» ещё придёт.

Детство. Студенческая юность.

В детстве Вячеслав Грушов не хотел стать артистом, даже не задумывался об этом. Его больше интересовал спорт. Лыжными гонками с ним и друзьями по секции занимался даже настоящий олимпийский чемпион.

Однажды юношу пригласили поучаствовать в школьном театрализованном представлении. Вячеслав показывал что-то вроде пантомимы. И после этого выступления один из учителей посоветовал поступать в театральный институт. Вячеслав даже не знал, что такой существует и что там готовят артистов. Но решил попробовать. Поступил, по-видимому, произвёл впечатление на приёмную комиссию юношеской свободой, раскрепощённостью, может, какой-то детской наивностью, непосредственностью.

Попал на курс известного белорусского режиссёра и педагога Владимира Маланкина. Вначале не очень понимал, в чём суть актёрской профессии, в студенческие годы преобладала «игра в театр». Потом уже, когда поехал в Москву, Ленинград на спектакли (МХАТ, Таганка, питерский Ленком с его знаменитой «Вестсайдской историей»), то пересмотрел своё отношение и восприятие театра.
Оказывается, можно во время спектакля найти такой контакт с актёром, который поможет тебе, зрителю, раскрыть и себя самого. Вячеслав понял, что эта профессия не поверхностная, а довольно сложная, которая касается внутреннего состояния человека. А затем, когда пришёл работать в Коласовский театр и окунулся в ту профессиональную атмосферу, которую создавали мастера, начал и свой ум переключать, чтобы вписаться в эту знаменитую труппу.

Первые роли. Товстоногов.

Дебютом на коласовской сцене стал Ниглас в постановке «Свой остров» по пьесе эстонского драматурга Р.Каугвера.

Среди первых крупных ролей – Сергей в «Проходном бале» Б.Рацера и В. Константинова. Это был молодой, влюблённый юноша, который отстаивал перед родителями независимую позицию, принципы. Как признаётся сам актёр, там было совпадение с его характером, потому было очень легко чувствовать себя в предлагаемых обстоятельствах.

Позднее были Велимир в «Докторе философии» Б.Нушича, Педро из «Рабы своего любимого» Лопе де Веги, дон Себастьян в «Ревнивой к себе самой» Тирсо де Молины, Густав из «Дамы с камелиями» А.Дюма-сына. В общем, профессионально сделанные работы, но хотелось чего-то большего.

Когда актёрское творчество (недостаток серьёзных, масштабных ролей) не удовлетворяло, стал появляться интерес к режиссуре. Поехал в Большой драматический театр в Ленинград, к Георгию Товстоногову. Это была не стажировка, просто творческая инициатива постигнуть, понять режиссёрскую профессию. Присутствие на репетициях выдающегося мастера повлияло на творческое развитие, набирался профессиональный опыт.

«Вторая» профессия

Очень полезными были уроки, которые получил от выдающегося режиссёра Бориса Эрина. Это была школа, которая дала понимание, постижение профессии. Грушов следил за ним и подмечал, что можно взять полезное для себя. Он даже запомнил некоторые его фразы. Например, эту: «Никогда не делай замечания актёру, делай предложения». И Грушов пробовал через этих замечательных личностей немножко понять эту профессию – режиссёрскую. Здесь важно видит больше других и этим поделиться с актёрами. В противном случае –имитация, кража. Ты украл текст у автора и выдал за свой. А когда в этой пьесе нашёл своё, аккумулировал найденное через актёра, тогда эта идея обязательно потрясёт зрителя.

Первой его постановкой были «Шутки» по водевилям М.Чарота и Л.Родевича, затем «Цветочки-ягодки» В.Ткачёва, в более поздний период – «Варвара и её блудный муж» Г.Марчука, «Паруса» по А.Грину, «Старомодная комедия» А.Арбузова, «Счастье в долг» Ф.Полочанина. В последние сезоны – сказки «Как Волк мамой был» В.Ткачёва, «Огненный Лев» А.Кружнова и «Кот в сапогах» А.Замковского по Ш.Перро.

 

Здесь, в особенности, если разговор идёт о современных авторах, Вячеслава Георгиевича отличает скрупулёзная работа над текстом в контакте с драматургом, когда в ходе работы один сценический вариант сменяется другим, адаптируется и под режиссёрский замысел, и под восприятие спектакля зрителем. Некоторые из них подолгу держатся в репертуаре. Например, «Счастье в долг», пользуется спросом у зрителя уже в течение 10-ти лет.

 

С приходом Виталия Барковского

Но всё-таки главное для Вячеслава Грушова – это актёрская работа. За почти 50-летнюю творческую деятельность на коласовской сцене им создано более 100 образов.

С приходом в театр Виталия Барковского наступил новый, более интересный период и для Грушова-актёра. Среди ролей, которые можно назвать этапными в его творческой биографии, – Александр Финский в спектакле «…потому что люблю» по пьесе Е.Поповой «День корабля».

Там довелось воплощать кризис среднего роста, когда человек критически пересматривает свою жизнь. После долгих лет эмиграции он возвращается на Родину. Герой спектакля винит прежнее время, которое не позволило ему в полной мере раскрыться, так как не мог он льстить, лицемерить. Но всем ходом действия, всем раскрытием характера героя это опровергается. Властвует не время, а человек, способный сохранить себя в любых условиях, либо добыть благосостояние, свободу, реализовать творческий потенциал слишком высокой ценой. Потерей любви, простых человеческих связей, душевной опустошённостью. В особенности удалась актёру вторая часть спектакля, когда герой, как будто блудный сын, возвращается под родную крышу. Необычные, неподдельные чувства охватывают его на пороге. Через несколько минут для героя воскреснет прошлое. Актёр словно нёс на сценическую площадку всю тяжесть прожитых лет, в глазах – усталость, страдание и надежда.

Либо доктор Зеет из «Элиты» М.Чокэ (спектакль получил Гран-при на фестивале немецкой драматургии). Это человек, который подчиняется сложным обстоятельствам, когда материальные ценности в обществе оказываются выше духовных, и гибнет, «обложенный» этими обстоятельствами. Доктор Грушова трогательный, растерянный, мягкий, приличный человек в мире шоу-бизнеса. Он с огромным трудом стремится свести в одно калейдоскоп современной жизни и найти точку опоры. И не может этого сделать.

Интересная была попытка углубиться в авторский материал в спектакле «И смех, и слёзы, и Любовь» по пьесе В.Набокова «Событие», где артист сыграл Трещейкина. В этой работе, как в дальнейшем и в роли Стародума из «Недоросля» Д.Фонвизина, он опять вернулся в стихию комедийного жанра. Главный герой пьесы – интеллигент-пустобай, художник, работающий «по заказу» и упивающийся своими поддельными шедеврами. Со свойственной актёру мягкой, нежной манерой игры Грушов точно показал человека слабого, утерявшего былые идеалы, существующего по инерции, который смирился с изменами жёны и подменяет настоящую жизнь каким-то театральным ритуалом.

 

Чеховские образы

Вячеслав Грушов создал целый ряд чеховских образов: Серебряков в «Дяде Ване», Гаев в «Вишнёвом саде», Дорн в «Чайке». Артист чуть иронично относится к своим героям: как бы раскрывает их изнутри. Они живут человеческими пошлыми страстями и прячут их за маской добропорядочности. Такой же и Серебряков. Он теряет власть среди своих и потому цепляется, старается навязать себя. Это эгоизм, возведённый в квадрат, игра над своими болезнями. В финале он остаётся один, всеми забытый. В образ Гаева актёр также добавляет много иронии, насмешки. Героя даже сравнивали с циркачкой-клоунессой Шарлоттой, только с той разницей, что у него не было такого горького отношения к жизни и бесприютности судьбы, но была детская непосредственность и удивление.

 

Последние сезоны

В последние сезоны Вячеслав Грушов создал ряд новых запоминающихся образов. Например, Полковник из драматической баллады «Не покидай меня» А. Дударева. Артист словно убеждает, что психология человека в военное время меняется, и человек в обстоятельствах войны ведёт себя иначе, чем в обычной жизни. Понять войну обычной человеческой логикой невозможно, надо самому пройти через этот ад. И сколько бы об этом не писали, сколько бы фильмов, спектаклей не ставили, это только художественный взгляд на те обстоятельства, в которые попадает человек. Полковник потерял сына на войне. Снайпер попал в фуражку, которую нельзя было одевать. И тот же полковник отдаёт приказ – фактически посылает девчат из разведгруппы на смерть. Психологически это оправдать очень сложно.

Пато Дули из кухонного триллера «Королева красоты из Линена» М.Мак-Донаха. Этот герой понял, что от него многое зависит, спасётся ли человек. И он сделал такой поступок. Не помог, не сумел отклонить трагическую развязку, но всё же хотя бы попробовал.

 

Конечно же, не однажды артисту доводилось играть и законченных мерзавцев. Таким, например, является его Лещ, тюремный врач, из семейной драмы М.Горького «Последние», жизненная цель которого – неизменное расширение собственного жизненного пространства, Он фактически ускоряет кончину Якова Коломийцева. Артист постепенно, ходом спектакля, раскрывает внутреннюю никчёмность своего героя.

 

Самые разные краски из своей актёрской палитры (способность адаптироваться к предлагаемым обстоятельствам, точность сценического существования, а если необходимо, в соответствии с жанром и режиссёрским замыслом, то и гротеск) использует актёр при создании комедийных образов. Чубуков из спектакля «Смешные люди» по одноактным пьесам-шуткам А.Чехова, Живота Цвийович из «Доктора философии» Б.Нушича, Иванов из «Экстрасенсов» Г.Горина, Он из мини-сериала для мужчины и женщины «Осенний rock’n’roll» М.Хейфеца.

 

 

Коласовский театр поздравляет
заслуженного артиста Республики Беларусь
Вячеслава Георгиевича Грушова с юбилеем
и желает ему крепкого здоровья, творческого долголетия,
оптимизма, новых интересных ролей и постановок!

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.

             
          

           

X
Укажите ваше имя на сайте Нацыянальны акадэмічны драматычны тэатр імя Якуба Коласа.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка