ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЛЮДМИЛЫ ПИСАРЕВОЙ

Время бежит стремительно. Прошло восемь лет, как нет с нами заслуженной артистки Беларуси Людмилы Ивановны Писаревой, которая более 40 лет своей жизни посвятила служению Коласовскому театру. Только память воссоздает незабываемые страницы её сценической биографии, многие высокохудожественные образы, которые она создала на витебской сцене.

В театр Людмила Писарева пришла с завода «Монолит», где работала измерителем-разбраковщиком. Зарабатывала хорошо, пользовалась авторитетом в коллективе, но почувствовала, что её позвала сцена. Поступила в студию при театре имени Якуба Коласа, где на то время преподавали Тимофей Сергейчик, Борис Браганцев, Фёдор Шмаков.

Начиналось всё с маленьких ролей, выходов в массовке. Самой актрисе особенно запомнились Анфиса из «Аленького цветочка» И.Карнауховой и Л.Браусевич и Инесса из комедии Кальдерона  «Любовью не шутят». Может, так и затерялась бы среди других молодых актрис, если бы не счастливый случай.

 

Летом 1971 года, как раз перед минскими гастролями театра, заболела исполнительница роли Матрёны из «Власти тьмы», народная артистка Беларуси Янина Глебовская. За восемь дней вводят в спектакль Людмилу Писареву. И вот какой её увидели минские, а затем и витебские зрители: спокойная и грубая, хитрая и самоуверенная, она шастает своими мышиными глазками по закоулкам человеческих душ. Ходит, будто утка, переваливаясь с боку на бок, сладчайшим голосом разносит заразу. Рядом с ней никто не спасётся от тьмы. После спектакля зрители – взыскательная столичная публика – долго аплодировали. А молодая актриса от большого нервного напряжения плакала в гримёрке, даже не подозревая о своём большом успехе.

После этой работы за Людмилой Ивановной прочно закрепились роли женщин с тяжелой личной судьбой. Как подтверждение этому образы Марины Козюры («Снежные зимы» И.Шамякина), Анны Кисельниковой («Пучина» А.Островского), Полины Цветковой («Последняя инстанция» Н.Матуковскага), тетушки Сашико («Не беспокойся, мама!» Н.Думбадзе), матери Буслая («Порог» А.Дударева).

 

Особый успех принёс Писаревой созданный образ матери Буслая. Благодаря её высокому мастерству, спектакль приобрел большую чёткость, трагедийную ёмкость, что приблизило его к авторскому замыслу и обеспечило успех у зрителя. Невозможно забыть горе матери, которой приносят ужасную весть о смерти сына. Она не плачет, не голосит – больная, не в состоянии сойти с печи, с распущенными седыми волосами и искаженным от невыносимой боли лицом, только надрывно стонет и медленно раскачивается из стороны в сторону.

Мастер психологического рисунка, Людмила Писарева  убеждала, потрясала правдивостью сценического проживания роли. Образ Ульяны Юрской актриса Людмила Писарева сыграла дважды – на коласовской сцене в спектакле «Тревога» по пьесе А.Петрашкевича и в фильме «Воскресная ночь» на киностудии «Беларусьфильм». Её героиня – простая деревенская женщина, которая не знала в жизни светлых, счастливых минут. Много страданий принёс ей муж, горький пьяница, из-за которого в доме были постоянные скандалы и драки. Из-за водки он и умер. Та же самая болезнь настигла сына. Водка стало для него постоянной спутницей. И разве легко было ей смотреть, как сын всё больше спивается, теряет человеческий облик! Было в ней предчувствие, что случится какая-то беда. Так и получилось.

Драматург Алесь Петрашкевич, увидев Писареву в спектакле «Тревога», не мог представить себе другую исполнительницу этой роли. Свидетельством тому его слова, оставленные на театральной программке: »Дорогая Людмила Ивановна! Я очень, очень благодарен вам за образ дорогой моему сердцу Ульяны. Я сейчас не знаю, как можно было его сделать иначе. Потрясён! Рад! Благодарен! Зная вас по «Власти тьмы», писал на вас и не ошибся. Благодарю! До новых встреч!»

Главный редактор московского журнала «Искусство кино», известный киновед Евгений Сурков отмечал так: «Я был совершенно убеждён, что Ульяну играет не актриса, что на экране женщина, снятая документально. Оказывается, это актриса Людмила Писарева. Я запомню её на всю жизнь. С какой изумительной правдой она произносит трагический монолог! Какое это высокое искусство и какая это высокая простота!»

Позже актриса снималась также в кинолентах: «Полесская хроника» (Сорока), «Тревоги первых птиц» (Макариха), «С юбилеем подождём» (Анна Павловна, жена Григория), «Плач перепёлки» (Гапка Симукова) и других.

 

 

И даже если актрисе случалось играть роли в чём-то похожие, она никогда не повторялась, а находила новые детали – как во внешнем облике, так и в характере, внутренней мотивировке поведения, эмоционально-психологическом состоянии своих героинь. Одна из таких ролей – старая Зоська в спектакле «Солгали Богу, солгали!» по пьесе О.Ждана. У других хоть дети есть, а у неё, деревенской женщины из чернобыльской зоны, дочь умерла, единственный внук погиб в армии и похоронен здесь же, на местном  кладбище. Ходит туда старая и ведёт с ним долгие беседы.

Но были и роли иного характера, которые нельзя не вспомнить. Актриса сама признавалась, что один из её любимых образов – Иветта Потье из хроники Брехта «Матушка Кураж и её дети». Пригодились самые разносторонние способности Писаревой – умение петь, танцевать, отчуждаться от персонажа (согласно брехтовской эстетике) и проникать в суть характера, сочетать психологизм и гротеск. К тому же, надо было в 36 лет сыграть 22-летнюю девушку лёгкого поведения. Со всем этим актриса справилась отлично.

Людмила Ивановна создала целый ряд комедийных и сатирических образов как в классическом, так и в современном репертуаре. Властная Мальвина из визитной карточки театра - «Нестерки» В.Вольского, циничная мещанка с пронзительным идиотским смехом и суетливыми движениями – жена Бодага из спектакля «Телевизионные помехи» К.Сакони. Или бешеная истеричка – мать Светланы из спектакля «Такая странная любовь». Либо фанатичка Нета из «Московского хора» Л.Петрушевской: она только вернулась из сталинского лагеря, но продолжает жить по законам культовского времени – пишет доносы на ни в чем не повинных людей. Жертва и палач одновременно.

 

Спектакль «Соло для часов с боем» по пьесе О.Заградника был задуман Валерием Маслюком для артистов старшего поколения. Людмила Писарева играла обитательницу богадельни, пожилую пани Конти. Она всегда появлялась с большим чемоданом со свадебным платьем, которое ей никогда не суждено будет надеть. Героиня вызывала какую-то трогательную тоску по другой, красивой жизни за пределами этого мира.

 

Одна из последних работ Людмилы Ивановны – старая нянька Фелицата из классической комедии Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше». Казалось, актриса по-настоящему купалась в этой роли, мастерски выписанной знаменитым драматургом. Она была и смешная, и трогательная одновременно, эта старая дева с тонкими седыми косичками, в широченном сарафане, интриганка и пройдоха, душа и стержень барского дома. Как истово и гневно она обижалась на несправедливость своей хозяйки Барабошевой, как искренне радовалась счастью молодых!

Хочется вспомнить ещё об одном таланте Людмилы Писаревой – её одержимости музыкой, пением. В 90-е годы она впервые вышла к публике с программой русских старинных романсов. А потом у неё было много поклонников именно в этом жанре.

В 2002 году за беззаветную любовь к театральному искусству, преданное служение зрителю Людмила Писарева  была удостоена государственной награды – ордена Франциска Скорины.

23 мая 2011 года закончилась земная жизнь этой замечательной актрисы. Но память о Людмиле Писаревой навсегда останется в сердцах её коллег по сцене, родных, друзей и всех её самых преданных поклонников.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.

             
             

      

X
Укажите ваше имя на сайте Нацыянальны акадэмічны драматычны тэатр імя Якуба Коласа.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка