ВАЛЕРИЙ МАСЛЮК СТРЕМИЛСЯ СОЗДАТЬ НАСТОЯЩИЙ ДУХОВНЫЙ ТЕАТР

Сегодня, 30 марта 2018 года, Валерию Маслюку исполнилось бы 65 лет.

Валерий Васильевич Маслюк, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, чудесный режиссёр, артист, драматург, поэт. Знаковое лицо для всего белорусского сценического искусства, а для Коласовского театра в особенности. Ведь здесь он начинал, делал первые творческие шаги, здесь он воплотил свои последние постановки, отсюда он ушёл в небытие, не дожив даже до полувека. Но память об этом отличном человеке и ярком художнике живёт и по сегодняшний день в сердцах тех, кто его знал, кто видел его спектакли.

Он жил стремительно, противоречиво, хотел себя попробовать в самых разных творческих сферах. Писал пьесы, стихи, занимался резьбой по дереву, мастерил мебель. Был чудесным рыболовом, хорошо готовил, выполнял графические работы. И всё у него получалось талантливо.

После окончания Ушачской средней школы Валерий учится на актёрском факультете Ленинградского института театра, музыки и кинематографии ( в дальнейшем он довольно удачно выступает в этом качестве и на профессиональной сцене: так, в 1982 году сыграл Янку Здольника в собственной постановке “Здешних” в Могилёвском областном драмтеатре), а затем, ощутив большую склонность к другой профессии, поступает на режиссёрское отделение Белорусского театрально-художественного института.

Дипломную работу осуществляет на коласовской сцене. Это была сказка “Деревянный король” Валерия Зимина. В дальнейшем были знаковые постановки, которые принесли режиссёру популярность у витебского зрителя и не только: драма “Старый дом” Алексея Казанцева, народная комедия-притча “Клеменс” Казиса Саи, крупное эпическое полотно “Закон вечности” по Нодару Думбадзе, на камерной сцене –“Бриллиант” Ежи Пшиздзецкого. Это был тонкий поэтическо-психологический, безусловно авторский, исповедальный театр, в своих постановках режиссёр делился со зрителем своей внутренней болью, беспокойством о тех моральных, духовных ценностях, которые, как казалось ему, человек теряет. В спектакле “Клеменс” со стихотворениями Владимира Короткевича, Алеся Рязанова, Петра Ламана художник, похоже, опередил своё время, так как затрагивал в самый пик застоя такие вопросы, о которых не принято было говорить в то время громко: о свободе, независимости, национальном самосознании. Завершался он словами песни-зонга главного героя: “І гэты час, і гэты лад не назаўсёды”. Когда спектакль был показан в Литве, к артистам подходили потрясённые зрители и спрашивали: “И что, у вас такое разрешают?” После показа “Клеменса” в Минске белорусская молодёжь устроила режиссёру настоящую овацию.

В 1981-83 годах Валерий Маслюк буквально взорвал тихую жизнь провинциального Могилёва, возглавив тамошний театр и воплотив ряд громких постановок. В первую очередь – “Здешние” Янки Купалы, которые были с 1920-х годов под запретом. А ещё – “Судный день” Виктора Козько, “Визит старой дамы” Фридриха Дюрренматта, “Любовь, джаз и чёрт” Юозаса Грушаса, “А кто-то выпал из гнезда” по Кену Кизи. В дальнейшем он возглавил Государственный русский театр имени Горького в Минске. Среди самых знаковых постановок на столичной сцене: “Гамлет” У.Шекспира, “Мастера” А.Дударева по М.Булгакову (первая попытка воплощения знаменитого романа “Мастер и Маргарита” на белорусской сцене), “Царствие земное” Т,Уильямса, “Бабье царство” Ю.Нагибина, “Знак беды” В.Быкова (за последнюю постановку был удостоен Государственной премии Республики Беларусь). Одновременно он преподаёт в Белорусской академии искусств, выпускает актёрские и режиссёрские курсы (среди его учеников – известный режиссёр-коласовец Антон Гришкевич).

А в 1993 году возвращается в Витебск, где становится директором-художественным руководителем Коласовского театра.Он стремится создать в нашем городе настоящую театральную среду. Возрождает традицию проведения актёрских бенефисов, становится инициатором проведения театральных марафонов. При нем коласовцы издают свою газету “Раёк”. Привлекает к театру меценатов. Способствует проведению в Витебске Международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию Коласовского театра. Именно он впервые вывозит наш коллектив с “Королём Лиром” в далёкое зарубежье, в Германию. Является инициатором создания студии при театре. И конечно же, осуществляет ряд интересных постановок: “Время быка” (новая редакция “Клеменса”), “Король Лир” У.Шекспира, “Соло для часов с боем” О.Заградника, “Полюби меня, солдатик!” по В.Быкову, “Женитьба” Н.Гоголя, по собственным драматургическим произведеням – “Под солнцем” и “Большая грустная рыбина, которая ждёт”. В столь сложное и противоречивое время, когда происходило не только материальное, но и моральное обнищание общества, Маслюк пробует вернуть зрителя к вечным ценностям. Вот слова из тогдашних интервью с режиссёром: “Как бы церковь не отрицала театр как духовное учреждение, именно за настоящей духовностью будущее театра… Мне кажется, сейчас самое время говорить с людьми о вечном и нетленном, о том, что существовало, существует и будет существовать. Это не значит, что надо прятаться от серой повседневности, – она есть и исчезнет не быстро, если вообще-то исчезнет. А вот чудесное, возвышенное может исчезнуть уже завтра… В театр человек приходит не только ради того, чтобы отречься от своих проблем либо поразвлечься, но более для того, чтобы ощутить себя частичкой Вселенной, дотронуться к вечности через неразрывную связь поколений и духовное наследие.”.

Последним его спектаклем, воплощённым здесь, в Витебске, был “Люблю. Надеюсь. Жду.” по пьесе Энтони Сверлинга “Шлюха из Гарлема”, которую он значительно переделал. В итоге получилось сценическое произведение, которое прозвучало признанием в любви Коласовскому театру. Уже после смерти мастера артисты сыграли его в Минске, на купаловской сцене, и вырученные деньги направили на издание сборника стихотворений, пьес и графических работ Валерия Маслюка.

Комментарии

Здравствуйте. В далёкой юности читала стихи Валерия Маслюка и теперь, в желании прочесть их снова, обнаружила, что в интернете нет его поэзии и считаю это ужасным упущением. Я думаю, его стихи должны быть в доступе, чтобы люди могли узнать и понимать этого человека больше.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.

             
             

      

X
Укажите ваше имя на сайте Нацыянальны акадэмічны драматычны тэатр імя Якуба Коласа.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка