УШЛА ИЗ ЖИЗНИ ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ТАМАРА ШАШКИНА

В театр пришла грустная весть. 18 июня на 87-м году жизни от нас ушла заслуженная артистка Республики Беларусь Тамара Григорьевна Шашкина. Почти полвека она посвятила служению Коласовскому театру. С её именем связаны незабываемые страницы истории нашего творческого коллектива.

В детстве будущая актриса настоящего театра вообще-то не видела.Но запах, ощущение сцены ощутила ещё тогда, пробуя себя в школьной самодеятельности. И только в будущем, в Минске, где училась сначала в политехническом, а затем в библиотечном техникумах, начала посещать театры. Приезжал и знаменитый Коласовский. Именно тогда она увидела спектакль «Нестерка», где играли такие корифеи, как Ильинский, Сергейчик, Глебовская. Именно тогда созрело желание самой стать актрисой. И она поступает в Белорусский театрально-художественный институт, на курс народного артиста БССР Дмитрия Алексеевича Орлова, где учится вместе с Георгием Дубовым, который вскоре станет её мужем. В 1958 году по распределению приезжает в Гродненский областной драмтеатр. Там молодая актриса играла все главные роли. Среди них – Маша в «Трёх сёстрах» Чехова, Патриция в «Трёх товарищах» по Ремарку, Любовь в «Солдатах» Шаврина. Но переходит в Витебск главный режиссёр гродненской драмы Иосиф Попов, и молодая пара отправляется за ним следом. Вся дальнейшая её творческая биография будет связанно с коласовским театром.

Первой ролью, сыгранной в Витебске, была Нюрка в «Дне свадьбы» В.Розова. Спектакль пользовался у зрителя большим успехом. Затем возник целый ряд лирических и острохарактерных ролей: Агния («Не всё коту масленица» А.Островского), Финея из «Дурочки» Лопе де Вега, Беатриче со «Слуги двух господ» К.Гольдони, Марина из «Власти тьмы» Л.Толстого, Софья из «Зыковых» М.Горького, Марыля из «Отечества» К.Чёрного, Рита Осянина («А зори здесь тихие…» Б.Васильева), Травина из «Лёнушки» Л.Леонова, Кэт в «Семнадцати мгновениях весны» Ю.Семёнова.

Молодые неугомонные героини сменились более взрослыми, умудрёнными жизненным опытом женщинами. Сложные женские характеры, которые проявляются в драматических, а иногда и трагических коллизиях, воплотила актриса в спектаклях «Последняя инстанция» Н.Матуковского (Цветкова), «Тревога» А.Петрашкевича (Манаева), «Затюканный апостол» А.Макаёнка (Мать), «Клеменс» К.Саи (Жамгулене), «Старый дом» А.Казанцева (Таисия Петровна).

В авторском спектакле Маслюка «Под солнцем» она играла сумасшедшую учительницу.Её героиня теряет ум после сыновьего самоубийства и не может поверить в необратимое. Продолжает ходить на сельскую остановку (а вдруг сыночек всё-таки приедет?), продолжает стряпать его любимые блюда. Живёт так, будто он есть.

И совсем другая мать. Из пьесы Камю «Недоразумение» (режиссёр Юрий Лизенгевич), мощнейший творческий взлёт актрисы . Она отлично передала душевное состояние героини, сумела её поднять до античных персонажей, вроде Медеи либо Клитемнестры.

Тяжело забыть зрителю её Зою Сергеевну из «Жидов города Питера» – острого, пронзительного спектакля Бориса Эрина, поставленного накануне августовского путча ГКЧП. Её героиня – женщина с тонкой душой, природным чувством достоинства, больше молчит в течение спектакля, но за этим прячется её благородное сопротивление хунте в любом обличье.

Ряд интересных образов создала актриса и в спектаклях Виталия Барковского. Среди них – Клеопатра Петровна  в «Площади Победы» Елены Поповой –самоотверженная женщина, которая всю свою жизнь посвятила мужу-офицеру, сохранив память о его былых подвигах, миссис Уайр из пьесы Уильямса «Дотронуться губами до небес», которая мучительно борется с одиночеством и тщетно пробует стать для Писателя матерью.

Последней большой ролью для Тамары Григорьевны стала Лидия Васильевна в «Старомодной комедии» Алексея Арбузова, бывшая цирковая артистка, а затем пациентка санатория, где она встретила в лице врача свою последнюю любовь. Это был бенефисный спектакль, поставленный специально к её 75-летию заслуженным артистом РБ Вячеславом Грушовым. В этом образе сочетались и лиризм, и женская, человеческая трогательность, и тонкий умный юмор. А ещё была в спектакле та ностальгия, тоска по артистам и театру прошлых времён, которые уже стали историей.

Стоит заметить, что в жизни Тамара Григорьевна была интеллигентным, нежным, чутким человеком.А ещё очень гостеприимной хозяйкой. Двери её дома были всегда открытыми. А ещё её отличала сильная, почти фанатичная любовь к сыну Геннадию.

Память о Тамаре Григорьевне Шашкиной навсегда останется в сердцах её коллег и всех благодарных зрителей.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.

             
             

      

X
Укажите ваше имя на сайте Нацыянальны акадэмічны драматычны тэатр імя Якуба Коласа.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка