ТВОРЧЕСКАЯ ДОРОГА ТАДЕУША КОКШТЫСА
Тадеуш Антонович Кокштыс – воплощение чести и достоинства Коласовского театра, его традиций, истоков и корней. Попал он сюда в 1958 году после окончания Белорусского государственного театрально-художественного института, где учился на курсе знаменитого народного артиста Беларуси Дмитрия Орлова, и с того времени остался здесь на всю жизнь.
Даже пародировал ректора
Родился Тадеуш Кокштыс в деревне Холхлово Молодеченского района. Место это особенное. Здесь когда-то жил и работал выдающийся белорусский просветитель Сымон Будный. В школьной самодеятельности мальчика не очень активно занимали. В одном из спектаклей – «Извините, пожалуйста!» по пьесе Андрея Макаёнка - он всё таки сыграл Моцкина. После одной из реплик услышал хохот зрительного зала. С того времени понял, что на него как-то особенно реагируют. Но об актёрской профессии тогда ещё не задумывался. Скорее имел тягу к рисованию. Этот талант он получил в наследство от отца, который был мастером на все руки и ещё до войны собирался поступать в Виленскую театральную школу на художественное отделение, но не хватило имущественного ценза. Перед самым выпуском директор вызывал юношу к себе, показал газетное объявление о наборе в театрально-художественный институт и сказал: «Попробуй!» Имел он ввиду, конечно же, художественный факультет. Но судьба распорядилась по-другому. Для поступления на художника требовались домашние работы и соответствующее начальное образование (художественная школа либо училище), как у городских абитуриентов. Всего этого у юноши не было. Выход был один: подавать документы на актёрский…
Занятия с такими известными мастерами сцены, как народный артист СССР Павел Молчанов, народная артистка Беларуси Ирина Жданович и в особенности с профессором Дмитрием Орловым, помогли раскрыть способности будущего артиста. Ещё в молодые годы он отлично умел пародировать сначала соседей, затем преподавателей, коллег по сцене. И эту способность юноша развивал в капустниках – сначала институтских, затем театральных. Во время одного вечера он вознамерился скопировать ректора, причём «взяв в долг» на время его макинтош и шляпу, которые висели в гардеробе. Все предрекали Кокштысу исключение из института, но ректор оказался человеком умным, с чувством юмора и ни разу об этом случае не вспоминал.
Студенческие дипломные работы – Максим Кутас из купаловских «Примаков», Костылёв и Кривой Зоб из горьковской пьесы «На дне», Лапшинов из розовской драмы «В поисках радости» свидетельствовали об интересных способностях будущего артиста. Они были контрастные в своей основе: от искристой комедийности до глубокой драматичности и заострённой характерности.
Король эпизода?
Сданы государственные экзамены, и Кокштыс вместе со своими друзьями-однокурсниками Геннадием Гарбуком и Евгением Шабаном едет в Витебск, в Коласовский театр. Первой ролью (даже не ролью, а выходом) был Чёрт в «Нестерке». Во время сцены со Скоморохом он выбегал, крутил хвостом, кувыркался. Чёрт существовал, пока не порвался костюмчик, а чтобы не шить новый, роль решили сократить. В дальнейшем артист перешёл на Скомороха, и в конце концов стал играть Второго шляхтича, на жену которого Нестерка и прыгал с моста. Каждый уход артиста со сцены сопровождался неизменными аплодисментами зрительного зала. Так было в Витебске, так было и в многочисленных городах бывшей советской страны, где театр выступал на гастролях.
Первые десять лет Тадеуш Антонович главных ролей, за редким исключением, не имел, и за ним успела закрепиться репутация короля эпизода. Причём эти небольшие образы были настолько яркие, что в печати могла появиться целая статья о его работе (например, об образе Часового из спектакля «Шестое июля»). В ярком спектакле Бориса Эрина «Клоп» по Маяковскому Кокштыс играл Клоуна в паре с Болеславом Севко (тот исполнял Мима). Этот герой объединял собой разные картины спектакля, выбегая с длинной бамбуковой жердью, махая ею в сторону зрительного зала. Во время одного из показов он ненароком прошёлся по какому-то начальнику из горисполкома. В театре все предрекали: «Всё, твоя карьера окончена». Но это было только начало творческого пути.
Период творческого расцвета
В 1969 году главный режиссёр театра Семён Казимировский предложил артисту центральную роль Труффальдино в комедии «Слуга двух господ». Тадеуш Кокштыс хорошо понял природу этого образа, сумел сделать персонаж и эффектным, и жизненным. Спектакль выдержал более ста показов. А чуть позже – новая удача. И также в мировой комедийной классике – в пьесе Бранислава Нушича «Доктор философии». Герой Кокштыса – проходимец Благое, который попадает в ловушку, уготованную другим. Известный театральный критик Борис Бурьян, увидев его в постановке, написал: «Когда выходят на сцену такие актёры, как, скажем, Дубов или Кокштыс, мне вспоминается незабываемый Александр Ильинский…»
Расплюев Кокштыса в спектакле «Свадьба Кречинского» – достойный жалости и одновременно очень опасный человек. Раболепный вьюн, почти лакей, он полностью утратил чувство достоинства и оказался за порогом человечности. Правда, ему ничего не стоит натянуть маску светского человека, принять горделивую позу обиженной невинности, но его горделивость, даже кичливость - мнимые, это скорее карикатура на человеческое достоинство.
По внешним данным прирождённый комик, Тадеуш Кокштыс не ограничивался гротеском, буффонадой, расширением формальных, выигрышных приёмов игры, а стремился к психологическому углублению образов, трансформируя их в трагикомедийные, постигая их противоречивую человеческую суть. Вспомним к примеру его Нищего в первой постановке «Сымона-музыканта», созданной Валерием Мазынским. Резвый, живой, в посконной верхней одежде, с традиционной сумой за плечами, быстрым словом, по-земному устойчивый и незатейливый. И вместе с тем лёгкий, как ветер, настырный, цепкий, хитрый искуситель. Недаром же другой выдающийся критик Татьяна Орлова назвала его «деревенским Мефистофелем». Такие противоположные черты сочетал в себе образ, созданный Тадеушем Кокштысом.
Роль Шута в «Короле Лире» У.Шекспира Тадеуш Кокштыс играл дважды. И если в постановке А.Подобеда (1965 г.) он полностью соответствовал своему назначению, хотя и прятал фигу в кармане, то в более позднем спектакле В.Маслюка (1994 г.) подавался довольно неожиданным. Теперь артист чуждался эксцентрики, внешних моментов, свойственных традиционной трактовке образа. Шут Кокштыса отказывается быть приспешником короля-тирана, короля-деспота. Но его меткие филиппики, ужасающие прорицания не достигают цели. И тогда он уходит. В небытие. Чтобы потом, в финале спектакля, появиться в белой одежде, став то ли ангелом, то ли святым.
На самом донышке души
Особенного успеха достиг артист в драмах Алексея Дударева. Драматург, режиссёр Валерий Мазынский и актёр Тадеуш Кокштыс были единомышленниками. Образы Шаргаёва в «Пороге», Гастрита в «Вечере», Соляника в «Рядовых», Ютки в «Башне» окончательно закрепили за ним репутацию «серьёзного» артиста. В драме «Порог» острым трагизмом, несмотря на фарсовую ситуацию, выделяется образ Шаргаёва – человека «за гранью жизни». Актёр нашёл меткие характерные черты, буквально поразил зрителя непосредственностью, убедительностью внешнего облика, манерой поведения, речью, жестикуляцией персонажа. Он был одновременно смешным, несуразным в своей почти детской наивности и страшным инертностью животного существования, патологией.
Пьеса «Вечер» приобрела у коласовцев удачное жанровое решение как драма-притча. Потому образы лишались «типажного» правдоподобия и приобретали символическую обобщённость. Сложность образа Тимоха (Гастрита) в том, что надо было в сегодняшней человеческой мелкости, неказистости, раздражённости, одиночестве показать его ужасающее прошлое, истоки чёрных пятен больной совести. Герой словно несёт запоздалое наказание за грехи своей молодости. Тадеуш Кокштыс отлично показал процесс трансформации сознания своего героя, постепенно подводил его к финальной драматической исповеди о загубленной жизни. За эту работу артист был удостоен Государственной премии Беларуси в 1986 году, а также получил диплом «За лучшее исполнение мужской роли» на Международном фестивале «Прибалтийская театральная весна» в Вильнюсе в 1984 году, тогда же ему было присвоено почётное звание «Народный артист БССР».
Играя таких отрицательных персонажей, как Кичкайло из «Амнистии» Н.Матуковского, Угаров из «Провинциальных анекдотов» А.Вампилова, Шаргаёв и Гастрит, Расплюев из «Свадьбы Кречинского» А.Сухово-Кобылина, Кочкарёв из «Женитьбы» Н.Гоголя, артист искал ту человечинку, которая пряталась на самом донышке души.
Универсальный актёр
Среди ярких, запоминающихся, разнообразных образов, созданных народным артистом в последние десятилетия, стоит вспомнить его Иосифа III из «Краковского студента» Г.Марчука, Тараса в «Тарасе на Парнасе» С.Ковалёва, Крутицкого из «Мудрецов…» А.Островского, Сырокваша из «Площади Победы» Е.Поповой, Сганареля из «Лекаря поневоле» Ж.-Б.Мольера, Старика из «Бездны» по Р.Брэдбери. Последняя из названных работ для актёра особенно любима, возможно, потому, что позволила сказать о самом существенном, что его волнует: без прошлого, без памяти, без корней нет будущего.
Сегодня народный артист Беларуси Тадеуш Кокштыс, старейшина коласовской труппы, занят в двух спектаклях – «Самая желанная» С.Гиргеля и «Сымон-музыкант» по одноимённой поэме Якуба Коласа. В первом из них он играет Матье – немолодого сценариста, который находится в длительном творческом кризисе и напрасно ищет сюжет для нового фильма. Актёр будто нутром ощутил и саму роль, и те проблемы, которыми живёт персонаж – его творческие страдания, излишнюю приземлённость любимой, чувства которой он задумал всколыхнуть. Внешне герой Кокштыса напоминает знаменитых французских комиков, но вместе с тем привлекает, покоряет внутренней теплотой, нежностью, обаянием. В чём-то он наивный, словно ребёнок, а в чём-то мудрый философ. Пожалуй, в конце спектакля он всё-таки приходит к выводу, что нельзя играть с жизнью, с чувствами – своими либо близких тебе людей даже ради создания художественных шедевров.
В «Сымоне-музыканте» артист играет четыре роли, внутренне связанные между собой - Старика, Курило, Нищего и деда Данилу. Они во многом похожи и по той функции, которую исполняют в спектакле (духовных учителей Сымона), и просто по-человечески. На самом деле исполнитель создаёт один величественный, эпический образ, который вбирает в себя разные черты, свойственные белорусам, и прежде всего – мудрость, проницательность, осмотрительность, терпимость, отзывчивость, человеколюбие.
Нельзя пропустить ряд киноработ, созданных Тадеушем Кокштысом в разных лентах: Евхим («Знак беды»), Станислав Иосифович («Маленький боец»), Иосиф Станиславович («Зорка Венера»), пан Хлопницкий («Талаш»), Оператор («Воскресенье в женской бане»), Тимофей Павлович («Фабрика грёз»).
За свою большую творческую жизнь Тадеуш Антонович удостоен ряда наград, в том числе и государственных. Среди них – орден Франциска Скорины, Государственная премия БССР, орден «Знак Почёта», театральная премия имени Игната Буйницкого, нагрудный знак Министерства культуры Республики Беларусь «За вклад в развитие культуры Беларуси», именной приз Белорусского союза театральных деятелей «Хрустальная Павлинка».
Мы поздравляем нашего дорогого Тадеуша Антоновича с юбилеем!
Желаем ему крепкого здоровья, прочности духа, жизненного оптимизма,
новых ярких ролей, неизменного успеха у зрителя!
А поклонников его таланта приглашаем на бенефис уважаемого артиста,
который пройдёт 30 ноября на большой сцене Коласовского театра.
Тадеуш Кокштыс выйдет в роли Матье в спектакле «Самая желанная»,
по окончании которого юбиляра будут поздравлять приглашённые гости.
Добавить комментарий