ГЕРОИ ВАСИЛЯ БЫКОВА НА КОЛАСОВСКОЙ СЦЕНЕ

19 июня исполнилось бы 95 лет народному писателю Беларуси Василю Владимировичу Быкову. Он был настоящей гордостью своей родины, родной литературы, его повести и рассказы – большой вклад в мировую культуру.

Следует заметить, что многие его произведения были экранизированы и инсценированы, возможно, потому, что в них всегда был заложен мощный конфликт, как внешний – между героями и средой, так и внутренний, который возникает внутри самого человека,  порождающий проблему нравственного выбора.

В Национальном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа трижды обращались к творчеству Василя Быкова: в 1997 году лауреат Государственной премии республики Валерий Маслюк выбрал повесть Быкова «Полюби меня, солдатик» (к слову, сам выступил и как автор инсценировки), в 2002 году Михаил Краснобаев поставил на малой сцене спектакль «Выстрел в тумане» (по повести «В тумане»). В 2016 году ведущий мастер сцены, актриса Зинаида Гурбо подготовила моноспектакль «Незаживающая рана», одна из новелл которого воспроизводит одноимённый рассказ выдающегося автора. Но надо ещё заметить, что народный артист Беларуси Евгений Шипило снялся в главной роли – Ивана Волоки – в кинофильме «Одна ночь» по одноимённому произведению Василя Быкова (1989), а народный артист Беларуси Владимир Кулешов сыграл роль Казака в фильме  «На чёрных вырубках» о Слуцком восстании по быковским рассказам (1995).

Режиссёр Валерий Маслюк полностью в своём спектакле сохранил жестокий, неприукрашенный стиль писателя. Мог бы, вроде, сосредоточиться на красоте Альп, которая живёт и цветёт рядом с влюблённой молодой парой. Но он вместе с художником Светланой Макаренко построил пространство иначе. В сценическом воздухе крутились кольца, валики, моховики. Зачем они двигались, что перемалывали? Наверное, человеческие судьбы, изуродованные-перекрученные войной.

Автор постановки будто противопоставлял грязь солдатского, военного быта лирической стороне и тому окружению австрийских хозяев, куда попадает белорусская девушка Франя, вывезенная на работу в Германию.  На её участь выпало  много жизненных испытаний: смерть отца, расстрелянного НКВД в 1938-м, гибель матери, повешенной немцами за участие в подпольной работе, голодное сиротское существование у родни, страдания в партизанском отряде. И только в Австрии ей повезло на хороших людей. Заслуженная артистка Республики Беларусь Татьяна Лихачёва очень правдиво проживала на сцене трагическую судьбу своей героини. Её любимого, лейтенанта Дмитрия Борейко в том спектакле играл Михаил Краснобаев. К слову, в спектакле возникал и тот же герой, но каким бы он мог быть через много лет, который вспоминал ту скорбную историю войны и любви. В его роли выступил народный артист СССР Фёдор Шмаков.

В финале спектакля звучал голос самого писателя, который убеждал, что о прошлом надо знать всю правду, без приглаживания. История учит каждого быть умным и бдительным, чтобы насилие над человеческой личностью больше никогда не смогло повториться.

Второй раз  обратился к творчеству народного писателя Михаил Краснобаев уже в качестве режиссёра. Он, к слову, талантливо воплотил и центральный образ повести «В тумане» – Сущени. Жанр спектакля он определил так: «драматическое действо о судьбе человека», что дало возможность укрупнить его философское звучание.

Как и в большинстве других быковских произведений, события этого происходят во времена прошлой войны на занятой немцами территории. Главный герой, железнодорожный мастер Сущеня, честный, умный, кроткий человек, делается жертвой как жестоких обстоятельств, так и собственной терпимости. Сначала он надеется отсидеться, переждать недоброе, но это оказывается невозможным, и он делает выбор, через который, согласно Быкову, только и можно остаться человеком либо стать выродком. Сущеня берёт участие в необдуманной, как и сам считает, диверсии, чтобы не посчитали «трусом» или «холуём», попадает в гестапо, а затем почему-то был выпущен.

Спектакль и начинался с того, что двое партизан – командир разведки Буров (П.Ламан) и боец Войтик (В.Соловьёв) пробираются в город, чтобы исполнить приговор: казнить предателя. У них есть приказ, а вести следствие нет времени.

Поначалу  казалось, что герой подготовлен к смерти как к чему-то предопределённому – так была судьба предначертана. Какая-то покорность просматривалась в его фигуре. Но в горячем блеске глаз, резких движениях жила и жажда жизни. Через всё действие он пытался уцепиться за любой, даже маленький шанс. Но с течением времени вопрос «как выжить» сменяется другим – «как умереть». Между тем, исполнители приговора гибнут. Похоже, это для Сущени избавление, спасение, рука судьбы. Но тот рассуждает иначе. Стечение событий, обстоятельств делает из него героя, который осознал полную абсурдность бытия. И Сущеня стреляет в себя.

Авторы постановки смогли не только отлично раскрыть сюжетную канву повести, выстроить конфликт, но и подняться к философскому обобщению проблем выбора в «пограничной» ситуации, смысла бытия, жизни и смерти. Лаконичным было оформление спектакля: кроме чёрных кулис, зритель видел круглый обруч, с которого свисали верёвки и под который перед смертью вставал каждый из героев (Буров, Войтик, Сущеня). Своего рода «терновый венец» – символ страдания и Восхождения.

В заключение хотелось бы выразить надежду, что произведения великого белорусского писателя ещё найдут путь на коласовскую сцену. Они того достойны.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.

             
             

      

X
Укажите ваше имя на сайте Нацыянальны акадэмічны драматычны тэатр імя Якуба Коласа.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка