ГЕННАДИЙ ГАЙДУК: «АКТЁР НАЧИНАЕТСЯ С БОЛЬШОГО АКТЁРСКОГО ДАРА»

Едва ли знал в детстве деревенский мальчик Гена Гайдук из Минщины, что такое театр и что собой представляет профессия артиста. Но хотелось ещё в те школьные годы устраивать различные сценки и миниатюры, быть публичным лицом. Это и определило выбор жизненного пути. В театрально-художественный институт поступал дважды: только на второй раз попал на курс выдающегося педагога Александра Ивановича Бутакова, который для многих студентов был настоящим отцом. У преподавателей усвоил азы мастерства, но настоящим актёром стал, уже попав на коласовскую сцену.

Сегодня вспоминаем его наивного, по-детски непосредственного, влюблённого в медсестру Лидку солдата Лёньку-Одуванчика из дударевских «Рядовых», одну из первых центральных ролей Геннадия Гайдука.

После была целая галерея крупных и эпизодических образов, которые он создал в течение своего большого творческого пути: от Алёши из истории о подростковой любви «Московские каникулы» А.Кузнецова, сказочных героев – Страшилища из «Дороги из чёрного царства» А.Вербеца, Маслячка из театрального хита «Жила-была Сыроежка» В.Зимина, Зюзи-Зимовицы из «Колдуньи и Динозаврика» А.Якимовича, Блэза из одноимённой комедии Клода Монье до знаменитых личностей XX века Марка Шагала, Хаима Сутина («Шагал…Шагал…» и «Мадам Боншанс» В.Дроздова) и Альберта Эйнштейна («Привет, Альберт!» Ю.Сохаря), от гениального, но непонятого советскими бюрократами изобретателя Мурашко из «Мудромера» Н.Матуковского, циничного и изысканного Хлестакова из экспериментальной постановки «Ревизора» Н.Гоголя, непохожего на других своих сородичей Младшего – в начале Гадкого утёнка, а в финале прекрасного лебедя из «Датской истории» А.Шапиро по Г.-Х.Андерсену, до чистого душой, но с трагической судьбой молодого художника Освальда из «Грехов родителей» по «Привидениям» Г.Ибсена, оторванного от своей родины Пато Дули из «Королевы красоты из Линена» М.Мак-Донаха и проходимца, прожжённого плута Благое из «Доктора философии» Б.Нушича.

 

 

 

 

Роли самого широкого диапазона – лирические, сказочные, комедийные, драматические. Но если определить суть его актёрской индивидуальности, то это, пожалуй, острая характерность с нотками язвительной иронии. В театре Геннадий Иосифович был всегда активно занят, творческого простоя не знал, хотя далеко не все работы приносили настоящее удовлетворение.

Геннадий Гайдук уверен, что актёр начинается с большого актёрского дара, природного явления, которое можно развить или загубить. «Огромное счастье актёра, а возможно, трагедия, – говорит известный коласовец, - заключается в том, что актёр одновременно творец и материал, скульптор и глина, исполнитель и инструмент. Но скрипка Страдивари может достаться ремесленнику без слуха, без чувства стиля и вкуса, а может попасть в руки Моцартаи польётся необычная музыка».

Наибольшую популярность, тёплые отзывы среди критиков и зрителей приобрёл образ Марка Шагала. С этим спектаклем театр объехал множество стран: Великобритания, США, Франция, Италия, Польша, Молдова, Россия, Латвия. На Международном фестивале в Эдинбурге (Шотландия) он получил Гран-при в программе «Fringe». Артисту довелось показать знаменитого художника в разные периоды его жизни. Спектакль был построен таким образом, что Марк видит разные рисунки своей витебской жизни будто через призму своего сознания. Первое в жизни юношеское увлечение – Олечка, любовь к Белле, прощание с родными, и, конечно же, Витебск – самый дорогой для него город, любимая, но, к сожалению, оставленная им родина, которая приходит в снах, стихах, рисунках, неизбывной ностальгии. Геннадий Гайдук создал тонкий, пронзительный, светлый и очень объёмный образ прежде всего через внутреннее проживание, через точное взаимодействие с другими актёрами, в итоге которого получился настоящий ансамбль.

 

 

Работая над образом знаменитого физика Эйнштейна в спектакли «Здравствуй, Альберт!», артист перечитал много книг, сидел в интернете, зато лучше  всех в театре знал теорию относительности и мог за считанное время объяснить, что такое фотоны и кванты. Знал, что только так можно дойти до самой сути роли.

 

В целом период работы в театре художественным руководителем Виталия Барковского считается временем актёрского, исполнительского подъёма и Геннадия Гайдука, когда раскрылись его приверженность мастерству драматического артиста.

На более современном этапе это подтвердили роли Пато Дули в «Королеве красоты из Линена», Виктора в «Осенней сонате» И.Бергмана, Толи в «Похороните меня за плинтусом» П.Санаева.

 

В пьесе Мак-Донаха артист придал своей роли настоящий объём, щемяще-пронзительное, драматическое звучание. Перед нами вовсе не классический герой-любовник, артист акцентирует внимание на его добрых человеческих качествах: он с самого начала пробует понять Морин и те правила игры, которые та ведёт с ним. Разумеется, она более чувственная, более окованная желанием, страстью, а он на самом деле попадает к ней в плен. Герой чувствует себя довольно неуверенно и неловко в той конфликтной ситуации с матерью, в которую непроизвольно попал. Наверняка же, эта ночь изменила и его отношение к Морин, и его собственную самооценку. Во второй части спектакля, когда Пато читает своё письмо к Морин, где в самом деле делает ей предложение быть вместе, обещает светлый рай, веришь в искренность его намерений, в подлинность чувства. При всей слабости характера героя это уже представляется смелым шагом, поступком, который мог бы спасти её, но стал причиной падения.

 

Способность подчинить себя обстоятельствам, в которые попадает образ, выявляется, кроме названных спектаклей, в «Афинских вечерах» П.Гладилина (Борис Олегович), «Загадочных вариациях» Э.-Э.Шмитта (Эрик Ларсен), «Леонардо?» Э.Флизара (Кривой), «Глоток чужого виски» Л.Агулянского (Ричард).

 

Интересно, что даже в комедийных постановках последних лет – «Плутни Скапена» Ж.-Б.Мольера (Жеронт), «Доктор философии» Б.Нушича (Благое), «Дурочка» Лопе де Веги (Турин), «Больница на краю света» Х.Бойчева (Дед) и других артист не увлекается обыгрыванием комических ситуаций, он пробует понять логику развития образа, мотивировку его поведения. Под маской клоуна артист всегда выявляет драматизм.

 

 

В «Афинских вечерах» для артиста более существенным кажется неожиданная любовь, которую герой когда-то предал, сделав выбор в пользу семьи. Именно этой изменой, этой сделкой с собственной совестью Геннадий Гайдук объясняет такую всеобъемлющую, жертвенную любовь к собственной дочери, судьба которой, по-видимому, делается смыслом его жизни. Потому его лирический монолог, через который Борис Олегович непроизвольно выдаёт себя, делается кульминацией сценического существования у этого актёра. Артист «обходит» комедийные моменты пьесы, они для него не очень существенные, таким образом, он укрупняет драматический объём роли. И это интересно зрителю.

 

Пробовал себя Геннадий Гайдук и в режиссёрской профессии. В 2002 году он организовал при Витебском государственном университете имени П.М.Машерова студенческий театр «Автограф». Он существовал 6 лет. За это время были выпущены очень интересные его экспериментальные постановки: «Доктор философии» Б.Нушича, «Дело о людоедстве» В.Дорошевича, «Нижние Байдуны» Я.Брыля, «Гавялус» по повести «Случай в Пассаже» Ф.Достоевского, «Сны землемера» по роману «Замок» Ф.Кафки. Они приобрели большую известность среди студентов и преподавателей. Но, к сожалению, руководство не оказало интересному творческому коллективу надлежащей поддержки, да и не всегда хватало времени, Геннадий Иосифович буквально разрывался между репетициями и спектаклями на двух творческих площадках. К сожалению, пришлось уйти.

 

В свободное время артист любить сочинять стихи, иной раз переводит интересные ему произведения на белорусский язык. Как пример, детская пьеса «Козявочка», которая и сейчас находится в репертуаре.

За многолетнюю плодотворную творческую работу, личный вклад в достижения Коласовского театра в 2001 году отмечен Грамотой Министерства культуры Республики Беларусь, в 2006 году – нагрудным знаком Министерства культуры Республики Беларусь «За вклад в развитие культуры Беларуси», а в 2016 году – Благодарностью Министра культуры Республики Беларусь. В 2012 году награждён медалью Франциска Скорины.

В этот праздничный для Геннадия Гайдука день
Коласовский театр желает ему творческого горения, вдохновения,
новых интересных ролей, счастья в личной жизни, отличного настроения,
крепкого здоровья и сил на долгие годы!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.

             
             

           

X
Укажите ваше имя на сайте Нацыянальны акадэмічны драматычны тэатр імя Якуба Коласа.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка