ВНУТРЕННИЙ ДУШЕВНЫЙ ОГОНЬ ГЕОРГИЯ ЛОЙКО

24 января ведущий мастер сцены Коласовского театра, обладатель медали Франциска Скорины Георгий Николаевич Лойко празднует 60-летний юбилей! Нет необходимости представлять его зрителю . Это один из наиболее популярных в Витебске актёров коласовской труппы. Спектакли с его участием пользуются спросом, на них (в особенности на комедии) с удовольствием ходят зрители.

Из наиболее интересных ролей Георгия Лойко, которые на слуху у каждого поклонника его искусства - Альберт («Психоаналитик для психоаналитика» Д.Балыко), Игорь («Одноклассники» Ю.Кулика), Евмень («Шутки» (вечер белорусских водевилей), Филипп Дебни («Перебор» Х.Бергера), Рисположенский («Банкрот» А.Островского), Джордж Пигден («Он. Она. Окно. Покойник.» Р.Куни), Менахем («Поминальная молитва» Г.Горина), Шипучин («Смешные люди» по одноактным пьесам А.Чехова), Сондерс («Ищем тенора!» К.Людвига), Контузов («Больница на краю света» Х.Бойчева). Потенциал популярного актёра вовсе не ограничивается рамками комедийного амплуа. Его широкий творческий диапазон не однажды отмечала критика. Это подтвердили роли последних сезонов - Макдуф («Макбет» У.Шекспира), Жером Ангюст («Я свободен!» по роману А.Натомб «Косметика врага»), Полковник («Не покидай меня…» А.Дударева), Степан («Тень мысли нашей...» по Ф.Олехновичу), Иван Коломийцев («Последние» М.Горького), Антуан («Скрипки порой ведут к сумасшествию» Ф.Саган), Иван Петин и Павел («Ещё раз о любви» по рассказам В.Шукшина).

Детство и юность: первый опыт, первые впечатления

Детские годы будущего актёра прошли в Барановичах. Профессионального театра там не было, и основные художественные впечатления составляли книги, кино, телевидение... Отец работал машинистом, потому Георгий записался в железнодорожную библиотеку. Перечитал все книги о партизанах. Из фильмов в особенности полюбил сказки «Король Дроздобород», «Король-олень», комедию «Три плюс два» с Андреем Мироновым. В более взрослом возрасте поразил Смоктуновский в «Гамлете» и Юрский – Остап Бендер в «Золотом телёнке». К слову, эту роль он в дальнейшем сыграет в институте. К самодеятельности у юноши никогда особой тяги не было. Но в девятом классе, когда пришло время выбирать профессию, обратился к руководителю народного театра Марии Печёнкиной, чтобы знать, как лучше подготовиться к поступлению. И она помогла.

Руководителем актёрского курса в Белорусском театрально-художественном институте был Валерий Николаевич Раевский, главный режиссёр Купаловского театра. Молодёжь с восхищением слушала его лекции, ведь он проходил стажировку у самого Юрия Любимова, поставил на Таганке несколько спектаклей. Мастер учил студентов отличать актёрский штамп от настоящего искусства. С первого курса Георгий участвовал в массовых сценах спектаклей Купаловского театра – «Оптимистическая трагедия», «Жениться – не журиться», «Павлинка».

Первые роли на коласовской сцене

В Коласовском театре Георгий Лойко начал работать в 1981 году. Первая роль - Юноша в сказке «Аленький цветочек». Сначала он возникал в образе Страшилиша, а затем превращался в красивого молодца. Чтобы быстро перевоплотиться, на рубашку одевал кафтан, а сверху – овечью шкуру. Пока выходил на поклон, семь потов сходило.

Кстати, в течении всей сценической жизни, как и сейчас, Георгий Лойко был занят во многих детских спектаклях, где создал яркие характерные роли: Вторник («Белоснежка и семь гномов» Л.Устинова, О.Табакова), Мухомор («Жили-была Сыроежка» В.Зимина), Кот («Кошкин дом» С.Маршака), Козёл («День рождения кота Леопольда» А.Хайта), Змей («Легенда о Володше» В.Маслюка, М.Краснобаева), Трагик («Доктор Айболит» В.Коростылёва, Р.Быкова), Советник («Снежная королева» Е.Шварца), Стефенсен («Пеппи». Либретто Ю.Кима по произведениям А.Линдгрен), Король («Кот в сапогах» А.Замковского по Ш.Перро).

 

 

А первой работой, где молодой артист доказал своё профессиональное достоинство в спектаклях для взрослых, был князь Бельский в «Касатке» А.Толстого. Начинал её ставить Евгений Весник, выдающийся мастер Малого театра России, актёр и режиссёр. Сколько интересных советов он давал артистам во время репетиций! К сожалению, был вынужден уехать на киносъёмки, доделывал спектакль уже другой режиссёр, и всё пошло в другом направлении.

 

Работы в кино

Кстати, и сам Георгий Николаевич снимается в кино. На его счету четыре художественные ленты. В фильме о Юрии Пэне играл следователя НКВД, который вёл дело об убийстве художника. В российском сериале «Настоящая жизнь» снялся в 98-й серии под названием «Дедушка». Главный герой, чтобы не мешать сыну, уходит в дом престарелых, находит там женщину своего возраста и женится. Лойко играл роль сына. Третья встреча с кино произошла у артиста на съёмках фильма «Шагал-Малевич», которые проходили в Витебске и Санкт-Петербурге. Ставил его выдающийся кинорежиссёр Александр Митта. Георгий Николаевич сыграл роль комиссара НКВД. По словам артиста, во время съёмок он почерпнул много интересного, полезного для себя, так как работал с настоящими мастерами. Последняя из киноработ – образ Якуба Коласа в ленте «Янка Купала», премьера которого должна состояться в скором времени в Беларуси.

 

Роли в спектаклях Барковского – особенно удачные

В театре артист брался за самые разные сценические образы – комедийные, драматические, трагедийные. Попробовал себя даже в трагигротеске – образ Молодого человека в постановке Виталия Барковского пьесы «Элита». Как писала театральный критик, доктор искусствоведения Татьяна Котович, «его игра представляла собой баланс на грани фарса и дьяволизма – Лойко представлял мастера игры в бисер: тонкого мефистофеля, холодного и расчётливого, циничного, с надсадным голосом, с несобранными движениями – змея, обвивающего и обвисающего на теле того, кого он обольщает». Лойко оказался способным принять и органично войти в сложную, непривычную стилистику спектаклей Барковского.

За «Элитой» последовали Красный, главарь мафии в современной трагедии «И нас поцелует рассвет», Нойтингейл в драме «Дотронуться губами до небес» Т.Уильямса  («Старый квартал»), Николай в комедии «Блудный муж и его жена Варвара» Г.Марчука, Биллер в «Тузах» У.Видмера – бесспорные удачи актёра.

 

В тандеме с Юрием Пахомовым

Творческой манере Георгия Лойко свойственны отточенная техника перевоплощения, склонность к гротеску, гиперболизации, яркому внешнему рисунку роли. Он будто сочетает в себе черты «классического злодея» и «классического комика». В жизни обычно внешне спокоен, но когда разговор начинает идти о ролях, о творчестве, он будто преображается, в нем высвечивается большой огонь души.

Следует вспомнить ещё одного режиссёра – Юрия Пахомова, который раскрыл Георгия Лойко абсолютно разносторонне. Роль мистера Пигдена в спектакле «Он. Она. Окно. Покойник.» по комедии Р.Куни стала для артиста действительно звёздной. Его герой, сдержанный английский джентльмен, убежденный холостяк, который больше всех на свете любит маму, вдруг раскрепощается и начинает обольщать всех женщин вокруг.

 

В «Поминальной молитве» Григория Горина артист создал запоминающийся образ чудаковатого и смешного бедняги-неудачника Менахема-Мэндла, который напрасно пытается найти своё место под солнцем.

 

В последней работе режиссёра «Ещё раз о любви» Георгий Лойко в первой новелле («Раскас») выходит в образе центрального героя Ивана Петина, которого неверная жена окрестила «пеньком», а он же по-настоящему, горячо любит и искренне, глубоко переживает её измену. В новелле «Осенью» он же — Павел, который всю жизнь отстрадал нелюбимым мужем у своей Марьи.

 

Послединй период – особенно плодотворный

Последний творческий период - особенно плодотворный для Георгия Лойко, который подтвердил свою репутацию, свой имидж серьёзного артиста. В спектакле «Макбет» Шекспира (режиссёр Валерий Анисенко) он создал глубоко трагедийный образ Макдуфа. Это один из наиболее сильных сценических характеров, воплощённых артистом. Именно на его долю выпадают тяжёлые жизненные испытания, но Макдуф оказывается способным их преодолеть, и в финале спектакля именно он убивает тирана. На Международном театральном фестивале «Смоленский ковчег» Георгий Лойко был награждён дипломом «За лучшее исполнение роли второго плана».

 

Большой по значению и масштабу работой актёра является Жером Ангюст в метафизическом триллере «Я свободен!» по роману Амели Натомб (режиссёр Александр Дольников). Это очень интересный образ, его даже сравнивают с героями Достоевского, как и сам роман с творчеством великого русского писателя. Если предыдущий персонаж был абсолютно цельной натурой и при трагическом стечении обстоятельств и наличии внешнего врага всё оказывалось значительно проще, то здесь необходимо было углубиться в психологические недра, внутренние тайники абсолютно эгоцентричной личности, законченного интроверта. Георгию Лойко, за которым закрепился имидж комедийного артиста, давно не хватало такого интересного сценического образа.

 

В семейной драме Максима Горького «Последние» (режиссёр Михаил Краснобаев) Георгий Лойко исполняет роль центрального персонажа – Ивана Коломийцева. Он даёт свою, особенную трактовку этого образа. В спектакле Коломийцев не настолько хитрый проходимец, но может исключительно талантливо оправдать свои не самые достойные поступки, обвинит любого, кроме самого себя. Делает это очень искренне, одержимо, даже пафосно. Иной раз даже сомнения возникают: может, капля совести у него всё-таки осталась? В финале, после смерти брата, он вместе с другими отрицательными персонажами не стремится сразу уйти со сцены. На лице Ивана – растерянность, ошарашенность, даже какое-то подобие отчаяния. Возможно, в его душе также происходит какой-то избавительный перелом?.. Артист стремится отойти от поверхностного, однобокого понимания своего образа, безусловно, не оправдывая его.

 

В военной балладе Алексея Дударева «Не покидай меня…» (режиссёр Валерий Анисенко) в небольшом образе Полковника Георгию Лойко удалось передать драматизм судьбы мужественного и благородного человека, который должен быть и жестоким, и крепким, и непоколебимым, и всё время подавлять (в себе и других) непростительную душевную слабость. Кульминационным в существовании персонажа является эпизод, когда Полковник говорит Михасёву о смерти своего сына. Только на миг он позволяет себе быть слабым и растерянным, но этот миг полностью показывает его горе и душевное отчаяние. Слёзы стоят в его глазах, когда он пьёт за помин души. И вдруг «срывается», выливая спирт, будто выплеснув своё горе. Сцена отлично решена режиссёром и психологически точно, подробно воплощена актёром, настоящим мастером сцены.

 

Умение, способность соединять психологическую точность, правдивость переживаний с яркостью внешней формы свойственны таланту Георгия Лойко и в спектакле «Тень мысли нашей…» по произведениям Франтишка Олехновича (режиссёр Нина Обухова), где он создал центральный образ – Степана. В начале, когда он появляется на сцене изрядно пьяным, видишь, ощущаешь его полное отчаяние и разочарование от осмысления своей никчёмности. Возвышенные мечты, творческий подъём не для него, сама жизнь, окружение не способствовали этому, и душа обросла какой-то гнилью. Первая встреча с Матильдой, в которой он видит свою первую воскресшую любовь Анну, – сначала поселяет в его душе некий страх, это как свидание с каким-то призраком, тенью. Но затем происходит какой-то внутренний взрыв, и мощное чувство-страсть, будто вихрь, охватывает его. Но судьба обрекает героя на новые страдания. Его ущербная связь ведёт к гибели жены, и больная совесть начинает подтачивать его, отравлять непродолжительное счастье, чтобы окончательно убить в финале, когда он узнает горькую правду, что Матильда – его дочь. Душа Степана попадает в клетку навсегда, откуда вырваться фактически невозможно.

 

В мелодраме «Скрипки порой ведут к сумасшествию» по пьесе Франсуазы Саган (режиссёр Дарья Марченко) Георгий Лойко играет роль Антуана, светского мошенника-содержанца. Цинизм, развращённость, самоуверенность, прагматизм в сочетании с внешним лоскам, даже аристократизмом – все эти качества в значительной степени характеризуют героя. Когда же он попадает в положение брошенного любовника, его горделивость, затронутое самолюбие, ощущение одиночества, ненадобности начинают овладевать, управлять его поведением. Артист не только прекрасно раскрывает психологию, показывает суть переросшего денди, но и попадает в стиль роли, стилистику спектакля.

 

 Лойко – актёр востребованный

Сегодня Георгий Лойко – один из наиболее востребованных артистов коласовской труппы. Причина заключается в особой универсальности этого артиста, в его большом внутреннем, творческом потенциале.

Коласовский театр поздравляет ведущего мастера сцены Георгия Николаевича Лойко
с юбилеем – 60-летием со дня рождения!
Желает ему и впредь творческой неутомимости, вдохновения, духовной мощи, здоровья,
семейного благополучия, новых ярких ролей и заслуженных наград!

 

Всех поклонников творчества Георгия Лойко мы приглашаем сегодня, 24 января, в 19:00,
на спектакль «Больница на краю света»,
где артист исполнит центральную роль – Контузова.

Билеты на спектакль в кассе театра (телефон 62-63-81)
и на сайте kvitki.by.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.

 

З ДАПАМОГАЙ QR-КОДА
АЦАНІЦЕ ТВОРЧУЮ РАБОТУ ТЭАТРА НА ПАРТАЛЕ РЭЙТЫНГАВАЙ АЦЭНКІ

  

КОЛАСАЎСКІ ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

          

 

ІНФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

 

           

                      

 

X