ТИМОФЕЙ СЕРГЕЙЧИК – ВЫДАЮЩИЙСЯ ДЕЯТЕЛЬ КОЛАСОВСКОЙ СЦЕНЫ

Тимофей Николаевич Сергейчик – один из основателей Коласовского театра, народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии СССР, почётный гражданин города Витебска, талантливый режиссёр, педагог и… даже литератор. 20 июня 2019 года мы отмечаем 120-ю годовщину со дня его рождения.

Первые шаги

Появился на свет Тимофей Сергейчик в 1899 году в деревне Заполье Глусского района Могилёвской области. С детства был восприимчивым к народным песням, сказкам, народному юмору, всему, чем богаты белорусы. Подростком поехал учиться в Полоцкую учительскую семинарию, затем, после приближения фронта, переведён в Бобруйскую. Здесь и состоялись его первые актёрские пробы в самодеятельности. В особенности много играл в спектаклях по Чехову: в «Предложении» – Чубукова, в «Юбилее» – Шипучина, в «Медведе» – старого слугу Луку, в «Хирургии» – Дьячка.

В 1919-м вместе с другими своими земляками пошёл служить в Красную Армию. Там артист-новичок продолжал сценические пробы, сам оформлял и ставил спектакли. Он безгранично увлёкся интересной для него работой, что дало основание для поступления в 1923 году в Белорусскую драматическую студию при Московском Художественном театре в Москве.

Студия

В студии преподавали известные артисты и режиссёрыВалентин Смышляев, Борис Афонин, Софья Гиацинтова и другие. В тот ученический период будущий корифей коласовской сцены играл преимущественно характерные роли. Перваяроль Кузнеца в народной трагедии «Царь Максимилиан». У героя была одна задачазаковать непокорного царского сына Адольфа и сообщить об этом отцу. Всего несколько слов, но роль казалась артисту настоящим кладом. Конечно, Кузнец был не живой человек со всеми индивидуальными чертами характера, а маска. Но актёру доводилось по-настоящему жить, двигаться, петь, танцевать в этой маске-образе. Второй раз он исполнил роль без словДульскогозначительно позже, в коласовском театре, в пьесе Запольской «Мораль пани Дульской».

В студии Сергейчик сыграл афинского мастера Фисбу в комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», Блакса из «Эроса и Психеи» Жулавского, Войта в пьесе «В прошлое время» Бена. Этим спектаклем 21 ноября 1926 года торжественно и открылся Белорусский государственный театр Второй, будущий Коласовский.

Как вспоминал сам Тимофей Николаевич, студия обогатила его техникой, научила создавать образ, лепить характер, любить форму и владеть ею. Развила фантазию, физическую свободу, ловкость, пластичность и чувство ритма. Заложила основу культурного и духовного развития.

На профессиональной сцене

В создании многих образов Сергейчику помог собственный жизненный опыт. Это касалось уже первой роли Войта. Создавая её, артист вспоминал рассказы своего деда, который застал ещё крепостное право.

В спектакле «Первая Конная» по В.Вишневскому артист исполнил сразу несколько эпизодических ролей: Казак, Дед с письмами, Солдат, Доктор, Командир эскадрона. Но ни в одной не повторялся, находил какие-то отличительные черты. Играл он и профессора Подобедова, и генерала Бахметьева в пьесе Киршона «Город ветров», и благородного капитана Берсенева в драме «Разлом» Лавренёва. При создании последнего Сергейчик во время отпуска остался на неделю в Севастополе, чтобы понаблюдать за моряками. Здесь ему довелось познакомиться с флотским командиром. Все наблюдения и советы новых друзей сильно помогли в создании образа, он получился живой и убедительный.

Но по-настоящему актёр раскрылся именно в белорусском репертуаре. Эти образы были артисту хорошо понятны и знакомы. Как раз тогда, в 30-е годы, театр начал активно обращаться к драматургии Якуба Коласа. В спектакле «Война войне» Тимофей Сергейчик создал образ деда Никиты. Играл его с особенным удовольствием, так как тот напоминал ему родного деда, который олицетворял лучшие черты белорусского народа. В особенности трогательной получилась сцена мобилизации в армию. Якуб Колас не единожды сам видел этот спектакль и благодарил исполнителя.

Совсем противоположный образ – конокрада Савки Мильгуна – он создал в спектакле «В пущах Полесья». Актёр не пошёл по линии штампа, рисуя его только чёрными красками как вора и негодяя. У его героя была своеобразная любовь к лошадям, но не нашёлся человек, который бы вывел его на правильную дорогу.

Сложный психологический образ создал артист в спектакле «Машека» по пьесе Виталия Вольского. Пчеловод Рябина очень любил свою дочь Анну. Он рад был, что девушка пришлась по вкусу Машеке, который борется за счастье и свободу народа. В первых сценах перед зрителем предстаёт очень привлекательный, трудолюбивый белорусский крестьянин. Но потом, когда узнаёт, что Анна предала Машеку, предала свой народ, глубокое переживание охватывает его. Это вызывает ненависть Рябины к своей родной дочери.

Знаковая роль

Одной из актёрских вершин Тимофея Сергейчика, безусловно, был школяр Самохвальский из комедии Вольского «Нестерка». За эту роль он был удостоен Государственной премии СССР. Это был наиболее гротескный образ в постановке. Тимофей Николаевич нашёл для него чрезвычайно выразительные изобразительные средства. Походка павлина, необычная одежда – чёрный бархатный пиджак, короткие брюки, длинные чулки, «ермолка», на носу – очки. Руки школяр держит в карманах, ходит, высоко задрав свою «учёную» голову. К слову, сначала ни сам режиссёр Наум Лойтер, ни члены художественного совета, на котором проходило распределение ролей будущей постановки, вовсе не видели Сергейчика в этой роли. Но Тимофей Николаевич оказался на удивление упрямым, заявил, что будет самостоятельно работать над образом и убедит всех, что вправе играть такие комедийные роли. Ему удалось убедить режиссёра. Он получил роль.

Вот как через многие годы писал об этой выдающейся работе известный театральный критик Борис Бурьян: «Его школяр графически нарисован и во внешнем поведении – иногда похоже, что даже без текста, только пантомимически играя эту роль, артист уже раскрыл бы «зерно» образа самодовольного неуча, горделивого приспособленца, похотливого ханжи. Внутренне же он настолько органично ощущает себя Самохвальским, что в самых эксцентрично заострённых эпизодах выглядит натуральным, убедительным, живо выхваченным из жизни характером. Да, выхваченным и одновременно аллегорически обобщённым, как явление, – так что я уже имею право говорить об определённом человеке: это – самохвальщина, он – школяр».

 

В эвакуации

В годы Великой Отечественной войны БДТ-2 выехал в эвакуацию в город Уральск Казахской ССР. Среди постановок особенное место занимали спектакли, посвящённые событиям Великой Отечественной.

В спектакле «Нашествие» Тимофей Сергейчик сыграл одну из центральных ролейдоктора Таланова. Это был пожилой коренастый человек, с большим лбом мыслителя. Жесткие, как щетина, коротко подстриженные, поседевшие усы. Усталое лицо. В глазах всегда светилась мысль. Мужественный, волевой, даже суровый. Талантливый хирург и психолог. Через этот образ артист хотел показать мощь и непобедимость советских людей.

Уральский зритель тепло воспринимал его Васина в «Русских людях» Симонова, деда Остапа в «Партизанах в степях Украины» Корнейчука, Достигаева в «Егоре Булычёве и других» Горького.

До трагедийного звучания

Стоит вспомнить и ещё об одной знаковой роли в творчестве Тимофея Николаевича. Это Леон Зяблик в «Разорённом гнезде» Янки Купалы (спектакль был создан в 1951 году). С мучительным творческим наслаждением артист исследовал каждый характер. Сердцем и умом. «Почему?» – этот вопрос артист задавал  каждому слову в роли. Отыскав ответ, он ощущал в душе творческий подъём, который уже не оставлял его каждый вечер, пока играется спектакль. Может, потому с шекспировской силой, монументально лепил он Леона Зяблика.

 

Успеху в создании этого образа помогли и личные встречи с классиком белорусской литературы. Во время одной из них Янка Купала заметил прозорливо: «Ты, Тимоша, когда-нибудь вспомнишь мои слова. Я умру, но «Разорённое гнездо» займёт ещё на сцене своё почётное место и заговорит в полный голос. Я вложил в эту пьесу лучшее, что было в моей поэзии и драме».

Всего Тимофей Сергейчик создал на коласовской сцене около 200 сценических образов. Среди них – Лука, Целованьев, Яков Бардин («На дне», «Зыковы», «Враги» М.Горького), Градобоев, Восьмибратов, Кучумов («Горячее сердце», «Лес», «Бешеные деньги» А.Островского), Кулыгин («Три сестры» А.Чехова), Осип («Ревизор» М.Гоголя), Миллер («Коварство и любовь» Ф.Шиллера), профессор Горностаев («Любовь Яровая» К.Тренёва), Забелин («Кремлёвские куранты» Н.Погодина), Борута («Люди и дьяволы» К.Крапивы) и многие другие.

 

Прекрасный режиссёр и педагог

Нельзя не отметить и плодотворную режиссёрскую и педагогическую работу Тимофея Николаевича. Им поставлены спектакли «Пинская шляхта» (1928), «Дети Ванюшина» С.Найдёнова, где он сам и сыграл главную роль (1938), «Иринка» К.Чёрного (1940) и «Блудный сын» Э.Ранета (1958).

За 40 лет педагогической работы, руководства студией при Коласовском театре им подготовлено много отличных актёров. Народные артисты Беларуси Зинаида Конопелько, Николай Ерёменко, Галина Орлова, заслуженные артисты Беларуси Валентина Петрачкова и Галина Королькова и многие другие... Сергейчик был настоящим учителем и советчиком для многих молодых актёров.

Вот как вспоминает о совместной работе с ним народная артистка Беларуси Светлана Окружная: «Тимофей Николаевич учил меня большой ответственности в работе над ролью, в особенности перед самым выходом на зрителя. Учил максимальной сосредоточенности и самоотдаче. Никаких не должно быть посторонних закулисных разговоров, посторонних мыслей. Только образ. В «Соловьиной ночи», где я вместе с ним работала, он играл Профессора, бывшего узника концлагеря. Роль небольшая. Но если бы вы видели, как он отдавался, как он полностью выкладывался на сцене, какой это был творческий, эмоциональный подъём. Даже в конце своего актёрского пути Тимофей Николаевич демонстрировал самый высокий класс профессионализма и мастерства».

Воспоминания о себе

В последние годы работы на коласовской сцене артиста не оставляла мысль о том, что весь наработанный актёрский и жизненный опыт он должен передать молодым. Тогда и зародилась идея написания книги воспоминаний – «Заметки актёра». Первое её издание вышло в 1966 году. Она стала сразу библиографической редкостью. Было решено выпустить второе издание, которое вышло в издательстве «Художественная литература» в 1973 году.

Тимофей Николаевич припомнил своё детство, юность, студийные годы, опыт деятельности на профессиональной сцене. Поделился многими секретами творческой лаборатории при создании как сценических образов, так и в постановке спектаклей. Думаем, что книга не утратила актуальности и сегодня, может быть полезной артистам, режиссёрам, театроведам. В последние несколько лет своей жизни Мастер оставил Витебск, переехал в Минск. Но мысли о театре не оставляли его. Написал статью о Звездочётове, творческий портрет Ильинского, в его планах были заметки о Конопелько, Трусе, Матусевиче и молодых актёрах. Начал писать автобиографическую новеллу «На закате солнца». К сожалению, она так и осталась незаконченной.

Умер народный артист Беларуси Тимофей Николаевич Сергейчик 27 мая 1977 года в Минске. Похоронен на Северном кладбище.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.

 

АЦАНІЦЕ РАБОТУ НАЦЫЯНАЛЬНАГА АКАДЭМІЧНАГА ДРАМАТЫЧНАГА ТЭАТРА ІМЯ ЯКУБА КОЛАСА
НА ПАРТАЛЕ
РЭЙТЫНГАВАЙ АЦЭНКІ ЯКАСЦІ АКАЗАННЯ ПАСЛУГ І АДМІНІСТРАЦЫЙНЫХ ПРАЦЭДУР
АРГАНІЗАЦЫЯМІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ З ДАПАМОГАЙ QR-КОДА

  

КОЛАСАЎСКІ ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

          

НФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

 

           

                      

 

               

 

X