РЕЖИССЕР, КОТОРЫЙ СОЗДАЛ «НЕСТЕРКУ»

К 125-летию заслуженного деятеля искусств Беларуси Наума Лойтера

Этой статьёй мы начинаем целую серию подобных материалов о нашем Коласовском театре, которой в 2016 году отмечает 90-летие.

Наум Борисович Лойтер 18 лет своей творческой жизни отдал коласовской сцене, поставил целый ряд знаковых спектаклей как современного, так и классического репертуара. Но самая известная работа режиссера – знаменитый «Нестерка», воплощённый им в далеком 1941 году, который живёт и пользуется большой популярностью среди зрителей и сегодня, считается «визитной карточкой» Коласовского театра. К слову, в этом году, в мае, мы будем отмечать еще один юбилей – 75-летие первого показа любимого спектакля. А  много ли мы знаем о человеке, который стал причиной создания всем известной комедии?

Родился Наум Борисович (Нохум Борухович) Лойтер 9 января 1891 года, в зажиточной семье, в городе Бердичев Киевской губернии (сейчас Житомирская область). После окончания виленской гимназии Наум переехал в Лиду, где и состоялся актёрский дебют молодого учителя в местном музыкально-драматическом кружке.

Во время Первой мировой войны Наум Лойтер попадает на фронт в Восточную Пруссию. В дальнейшем, освободившись от военной службы па состояния здоровья, решает посвятить свою жизнь театральному искусству. В 1920 году он отправляется в Москву и поступает на Высшие режиссерские курсы, в мастерские к Всеволоду Мейерхольду. Скоро взаимоотношения учителя и ученика переходят в дружбу: Лойтер становится близким сподвижником Мастера па руководству театром. От Мейерхольда он берёт наиболее сильные грани режиссерского творчества: принцип композиции спектакля, его внешнего оформления, сценическую выразительность, экспрессивность, манеру компоновать массовые сцены. Вместе с тем Лойтер стремится к реалистическому толкованию драматического произведения. Ряд принципиальных расхождений из Мастером заставляют Наума Борисовича пойти самостоятельным путем.

В 1930 году Лойтар возвращается на Украину и возглавляет Государственный еврейский театр в Харькове. В 1937 году он становится главным режиссером Государственного еврейского театра Украинской ССР в Киеве, где блестяще ставит спектакль «Стемпеню» по Шолом-Алейхему.

В 1940 году Наум Борисович переходит в БДТ-2 (так раньше назывался театр имени Якуба Коласа в Витебске). Здесь проходит вся дальнейшая творческая жизнь талантливого режиссёра. Накануне Великой Отечественной войны он ставит комедию Виталия Вольского «Нестерка», которой была предначертана долгая сценическая жизнь. Режиссер Лойтер поставил спектакль как стилизованную реалистическую сказку. Зритель увидел живописное народное зрелище, полусказочное, полуреальное, главные герои которого народ и его любимец, выразитель его интересов, чуткий и хороший, изобретательный и остроумный весельчак и говорун Нестерка. В этом образе целиком раскрылся талант народного артиста СССР Александра Ильинского. Лойтер придал стремительный ритм всему спектаклю. Спектакль определялся изобретательностью и острыми мизансценами, режиссерским темпераментом и точно выявленной мыслью, которая не утратилась в ярком и пёстром театральном зрелище. За эту постановку Наум Борисович, вместе с исполнителями главных ролей, художником и композитором, в 1946 году был удостоен Государственной премии СССР, а еще раньше, в 1945-м, ему было присуждено звание заслуженного деятеля искусств Беларуси.

В начале Великой Отечественной войны театр находился в эвакуации в г.Уральск Казахской ССР, где «Нестерка» пользовался особым успехом среди зрителей. В дальнейшем основное внимание коллектива было сконцентрировано на воплощении пьес, которые отображали военные события. Постановщиком большинства таких спектаклей был Наум Лойтер.

Вместе с этим он осуществил ряд постановок русской классики, которые свидетельствовали о глубоком понимании большого драматургического наследия. По-горьковски прозвучал спектакль «Егор Булычев и другие» (1942), поставленный в реалистичной манере. «Ревизор» М.Гоголя (1945), полный большой обличительной силы и жизненности, занял первое место на смотре русской классики, который проводился в театрах республики в 1946 году. Едва ли стоит перечислять все спектакли, которые поставил Лойтер. Постановки «Горячее сердце» Островского и «Униженные и оскорбленные» Достоевского свидетельствовали о широте режиссерского диапазона Лойтера, о его стремлении к большим полотнам, масштабным по мысли спектаклям.

Какие же отличительные черты творчества Лойтера? К какой пьесе стремился режиссер? На каком пути он изведал большее число побед? Как считают исследователи, самовыражение Лойтара как художника полнее видно в лирико-психологической драме, со свойственными ей тонкими переживаниями, глубокими драматическими ситуациями, – той почвой, на основе которой он создавал свои спектакли. Это проявилось в постановках «Сентиментальный вальс» Литовского, «Так и будет» Симонова, «Опасный спутник» Салынского. Лиричность спектаклей усиливалась музыкой, песней, что придавало им большую эмоциональность.

Умер Наум Борисович Лойтер 29 августа 1966 года, в Риге (Латвия).

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.

 

З ДАПАМОГАЙ QR-КОДА
АЦАНІЦЕ ТВОРЧУЮ РАБОТУ ТЭАТРА НА ПАРТАЛЕ РЭЙТЫНГАВАЙ АЦЭНКІ

  

КОЛАСАЎСКІ ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

          

 

ІНФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

 

           

                        

 

X