УШЛА ИЗ ЖИЗНИ ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ВАЛЕНТИНА ПЕТРАЧКОВА
В театр пришла грустная весть. 20 сентября на 83-м году жизни от нас ушла в другой мир заслуженная артистка Республики Беларусь, лауреат Государственной премии БССР Валентина Тимофеевна Петрачкова.
С 1958 года, после окончания студии (где её наставниками были такие выдающиеся личности белорусского искусства, как Наум Лойтер, Тимох Сергейчик, Александр Скибневский, Фёдор Шмаков, Яков Бураков) и по 2014 год она самоотверженно работала в Коласовском театре. Здесь она создала около 200 сценических образов. Среди них такие знаковые для белорусского сценического искусства роли, как Евга Бабук в «Колоколах Витебска» В.Короткевича, Побратынская из «Истории греха» С.Жеромского, Одноглазка из «Клеменса» К.Саи, Анна из «Вечера» А.Дударева, Галчиха из «Без вины виноватых» А.Островского, Кулина из «Залётов» В.Дунина-Марцинкевича, Старуха из «Стульев» Э.Ионеско, Геня Завойнер из «Последних свидетелей» С.Алексиевич, Памела из пьесы «Дорогая Памела Кронки!» Д.Патрика, Мария Хосефа из «Дома Бернарды Альбы» Ф.Г.Лорки…
Сама Валентина Тимофеевна как-то призналась: «Все мы, актёры, желаем работать. В молодости я брала пьесы, переписывала роли. Режиссёр мне говорил: «Валя, ты никогда не будешь это играть, а я учила текст. Когда-то мне хотелось и лирическую драму сыграть, когда-то – детективчик, шпионку страшную, либо забавную, «шухерную» роль. А сейчас хочется сказать зрителю нечто очень важное. По-моему, имею на это право».
Валентина Тимофеевна начинала с легендарным поколением коласовцев. Она училась у них мастерству, точности детали, отточенности пластики, укрупнённости образа.
Театральная судьба этой актрисы была основана на самом главном – жизненности её ролей. Критики о ней писали: «Она не играет, она живёт». Особую симпатию вызывала её Евга – юродивая. Но актриса не делала акцент на её безумстве, она – народ, его правдивый голос. Перед разъярённой толпой, которая защищает свою веру, появляется Кунцевич, который стремится доказать, что он добрый, терпеливый. Евга-Петрачкова предупреждает, чтобы не верили ему: «Да вы все тут без голов, люди. Ходят, руками машут, а все без голов! И ты, и ты, и ты!». Лучшим местом роли была сцена Евги с Кунцевичем. Да, она обвиняет его в преступлениях, не боясь, что за это ей угрожает смерть. И всё же в одном только обращении к нему – «Иване!» – звучит столько человеческого, столько боли за архиепископа. Она верит, что в нём проснётся человек, который вернётся к своей родной земле.
Психологическая разработка характера, глубокое проникновение в драматургию судьбы героини были заметными в творчестве актрисы.Даже самым незначительным движением она могла выразительно подчеркнуть отличительные черты персонажа.
Зрители среднего и старшего поколения ещё помнят её бабу Одноглазку из «Клеменса» Казиса Саи. Роль, похоже, не из главных, но с каким мягким юмором была сделана актрисой! Она, так же как смолокур Алялюмас , музыкант Скалнас – была воплощением достоинства, моральной чистоты жителей Девятибедовки, не всех, а тех единиц, кто не растворился в тупой толпе, не разрешил себе превратиться в рабское послушное быдло.
Совсем другая роль – Галчиха из «Без вины виноватых» А.Островского. Пережившая свой век старуха, чей ум блуждает где-то в прострации, берёт инстинктом выживания выброшенной на улицу дварняги. Жаль её и одновременно отвратительно видеть эти дрожащие руки, которые быстренько сгребают банкноты.
Одна из наиболее значительных её работ – Анна в спектакле «Вечер» по пьесе А.Дударева. Если сравнивать её работу с исполнением той же роли другой актрисой, то стоит отметить, что Петрачкова сильно драматизировала образ, более подчёркивала одиночество, неистощимую душевную боль, печаль своей героини. Её сравнивали с белорусской мадонной. К слову, когда спектакль на гастролях в Москве видел бывший министр культуры СССР Юрий Демичев, то был настолько поражён игрой витебских артистов, что приказал всем присвоить почётные звания. Так Валентина Петрачкова стала заслуженной артисткой Беларуси. Кроме того, за роль Анны ей была присуждена Государственная премия республики.
Валентина Петрачкова удачно прикоснулась и к классике «театра абсурда» в постановке Антона Гришкевича «Стулья» по Эжену Ионеско. Образ Старухи был запоминающимся, так как актриса, может, и вопреки автору, обогащала его своей жизненной мудростью, своей личной печалью, человечностью, женской теплотой. Способность соединить драматизм, психологический объём образа с комедийными красками, эксцентрикой выявилась и в спектакле «Дорогая Памела Кронки!»
Среди других работ, созданных на коласовской сцене, стоит отметить её находчивую няньку Фелицату («Правда хорошо, а счастье – лучше» А.Островского), Урбену , своего рода дух монастыря из «Пьемонтского зверя» А.Курейчика, мудрую,а в чём-то жестокую Маргарет из «Отца» А.Стриндберга, забавную Арину Пантелеевну из «Женитьбы» Н.Гоголя, согбенную жизнью Марушку («Под солнцем» В.Маслюка), немую Марью, одержимую своей материнской любовью («Солгали Богу, солгали» О.Ждана).
Последняя по времени её работа – Мария - Хосефа из драмы «Дом Бернарды Альбы» Ф.-Г.Лорки. Казалось, что героиня Петрачковой только прикидывается сумасшедшей, столько здравого ума в её словах, которые она смело бросает в лицо Бернарде. Жизнелюбие и эпатаж Хосефы – своего рода протест против деспотизма, тирании хозяйки сумрачного дома. Эту же роль она исполняла на своём бенефисе. Как тепло принимал каждый её выход зрительный зал, не жалея горячих аплодисментов!
Следует вспомнить и те роли, которые актриса сыграла в кино. Это Евхимиха в «Знаке беды», Пелагея Хохлова из «Плача перепёлки», Учительница из «Белых одежд», Макарьевна из сериала «Будулай, которого не ждут», Анна, бабушка Люды из ленты «Свежина с салютом» и другие.
Она олицетворяла мудрость, доброту и преданность театру, была настоящей белорусской актрисой, то есть смогла собрать и сохранить в себе лучшие традиции Коласовского театра, которому никогда не изменяла. Теперь она уже сама стала частью его выдающейся истории.
Память о Валентине Тимофеевне Петрачковой навсегда останется в наших сердцах.
Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа глубоко скорбит
и высказывает искренние соболезнования её родным и близким.
Прощание с Валентиной Тимофеевной Петрачковой пройдёт
23 сентября в ритуальном зале «Тихая обитель»
по адресу: улица П.Бровки 50/3, с 12:00 до 13:00.
Около театра прощание пройдёт примерно в 13:30.
Похороны Валентины Тимофеевны Петрачковой состоятся на Родине,
в деревне Мерзляково Лиозненского района Витебской области.
Добавить комментарий