БОЛЬ и ПАМЯТЬ ЗИНАИДЫ ГУРБО

Самостоятельную работу – моноспектакль «Незаживающая рана» по мотивам произведений классиков белорусской литературы Василя Быкова, Янки Брыля и Владимира Короткевича подготовила одна со старейших актрис Коласовского театра, ведущий мастер сцены Зинаида Михайловна Гурбо. Предварительную обкатку эта работа прошла ещё 9 мая в «Арт-пространстве» – известной в Витебске творческой площадке, где осуществляются разные культурные проекты. Впрочем, театральный вариант, представленный художественному совету, по словам самой актрисы, значительно отличается от того, предыдущего.

Произведения, включённые в композицию, посвящены теме и событиям Великой Отечественной войны, тем страданиям, которые пришлось вынести нашему народу во времена того страшного бедствия.

Работа, показанная актрисой, представляет собой своего рода спектакль-реквием, спектакль-исповедь. Так можно определить её жанр. Этому способствует и чёрная одежда сцены, и своего рода ставни-решётки, зависшие в воздухе (сценография Андрея Жигура).

На сцене – только одна актриса. Она выходит в облике женщины–матери. Но это не конкретный, а скорее обобщённый, метафорический образ. Не зря же композицию открывает монолог матери-Беларуси из знаменитой трагедии Владимира Короткевича «Кастусь Калиновский».

Спектакль включает в себя три новеллы. Первая из их – «Незаживающая рана» по рассказу народного писателя Беларуси Василя Быкова. Военные события здесь будто и не возникают, но страшная трагедия народа подаётся через призму восприятия простой деревенской женщины Тэкли, которая утратила своего сына-солдата, и никак не может примирить своё сознание с этой самой тяжелой для неё потерей. События второй сценической новеллы – «Memento mori» – по одноименному рассказу Янки Брыля, который одним из первых в белорусской литературе поднял тему «огненных» деревень, очень напоминают ужасную трагедию Хатыни. Герой её – простой печник, который отказывается принять от палача в подарок жизнь и идёт на смерть вместе со своими односельчанами. Кульминационный момент спектакля – диалог зондерфюррера с печником. Актрисе отлично удалось передать противостояние двух характеров, а через них – двух систем, одной, основанной на моральных, духовных ценностях, и второй – античеловеческой. Завершает спектакль третья новелла – по «Балладе смертников» ещё одного выдающегося белорусского писателя Владимира Короткевича. Это своего исповедь и вместе с тем обвинение узников лагеря смерти.

Несмотря на то, что на сцене была только одна актриса, которая смогла держать, заряжать своей энергетикой, своим эмоциональным напряжением зрительный зал, не оставляло впечатление, что за одной фигурой, за одним обобщённым образом возникают многие другие, чьи судьбы, чьи души, чьи сердца испепелила война.

Пока новый спектакль увидел только художественный совет, но полагаем, что скоро он появится в афише Коласовского театра.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.

             
             

           

X
Укажите ваше имя на сайте Нацыянальны акадэмічны драматычны тэатр імя Якуба Коласа.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка