История театра

Факты из творческой биографии
Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа

1926 год, 21 ноября — день основания театра. В Витебске открыт Белорусский Государственный Театр Второй на базе выпускного курса Белорусской драматической студии при МХАТ (Московском художественном академическом театре) в Москве.

1944 год — театру присвоено имя народного писателя Беларуси Якуба Коласа.

1946 год — Государственная премия СССР за спектакль «Нестерка» В.Вольского (премьера — 18 мая 1941 года).

1968 год — Государственная премия БССР за спектакль «Шестое июля» М.Шатрова.

1976 год — премия Ленинского комсомола Беларуси за спектакль «Сымон-музыкант» по Якубу Коласу.
1976 год — театр награждём орденом Красного Трудового Знамени.

1977 год - театру присвоен статус «академический».

1986 год — Государственная премия БССР за спектакль «Вечер» А. Дударева.

2001 год — театру присвоен статус «национальный».

В 1926 году на свет появился театр имени Якуба Коласа. В то время он назывался Второй Белорусский государственный театр, сокращённо – БГТ-2. В 20-30-е годы существовали ещё два национальных театра: БГТ-1 (будущий Купаловский) – в Минске, и передвижной, под руководством Владислава Голубка, будущий БГТ-3 – в Гомеле.

За время своей жизни Коласовским театром пройден долгий, плодотворный творческий путь, устеленный не только розами. Наша история – чрезвычайно богатая и содержательная. У её истоков стояли учащиеся Белорусской драматической студии в Москве, которые создали ядро первого состава коласовцев.

Студия

Открытая 1 октября 1921 года в Москве при Белорусском академическом театре (он просуществовал всего несколько месяцев), студия ставила целью подготовку артистов для оперной и драматической сцены недавно созданной республики – БССР. Затем на базе студии решили открыть новый национальный театр и начали отбирать талантливую молодёжь со всей Беларуси и пограничных с ней районов России.

Первым художественным руководителем Белорусской драматической студии был актёр Московского художественного театра Алексей Бондарев, а первыми педагогами – артисты Первой студии МХАТа Борис Афонин и Мария Успенская. В дальнейшем к ним присоединились преподаватели Валентин Смышляев, Софья Гиацинтова, Аркадий Гейрот, Виктор Громов – артисты и режиссёры Московского художественного театра второго (МХАТ-2), где творил всемирно известный артист и режиссёр Михаил Чехов.

Кроме профильных дисциплин – актёрского мастерства, сценической речи и вокала, сценического движения, преподавалась, например, биомеханика, которую вела Ирина Хольд, дочь Всеволода Мейерхольда. Педагоги стремились создать из студийцев новый тип актёра, с совершенной сценической техникой. Большое значение придавалось владению голосом, пластикой тела, импровизации. Отрицая натуралистический бытовой театр, Смышляев, руководивший студией с 1923 года, стремился к театру синтетическому – органичному сплаву слова, движеня, краси, жеста, цвета, света и эмоции. В спектаклях широко использовалась театральная условность показа, открыто игровое существование актёра в нём.

Творческим манифестом студии стал дипломный спектакль «Царь Максимилиан» – народная драма в обработке А.Ремизова и Н.Мицкевича. Постановщики Смышляев и Афонин использовали традиции итальянской комедии дель арте (интермедийные слуги в костюмах домино с масками, Смерть в виде Серебряной балерины в чёрной пачке), и белорусского народного театра, что особенно ярко проявилось в создании обобщённых персонажей – Поп, Дьяк, Кузнец, Аника-воин... А широкое использование «хора», который постоянно присутствовал на сцене и активно участвовал в действии, указывало на связь с античной трагедией.

Главную роль царя Максимилиана исполнял Константин Санников, его сына Адольфа воплотил Николай Мицкевич, несравненной Венерой была молодая Стефания Станюта.

Следующей работой студии стал спектакль «Сон в летнюю ночь» У.Шекспира. Постановка решалась в свете иронических отношений к образу. Артисты демонстрировали блестящие способности к импровизации. Именно эти и прочие учебные работы студии – «Вакханки» Еврипида, «Эрос и Психея» Л.Жулавского, современная пьеса «Остап» А.Глобы - стали основой репертуара нового театра в первые годы его существования. Это способствовало дальнейшему яркому началу истории Коласовского театра.

Студию окончило 35 человек. Назовём их фамилии: Т.Бондарчик, Я.Глебовская, А.Ильинский, И.Котович, В.Роговенко, К.Санников, С.Станюта (занимались с 1921 г.); В.Вашкевич, Е.Логовская, Г.Лонгина, Н.Мицкевич, Л.Мозолевская, П.Молчанов, М.Сенько и Н.Чернозёмова (занимались с 1922 г.); В.Борисевич, З.Великий, Л.Гепнер, Р.Кошельникова, М.Лобановский, И.Малявко, С.Новицкий, Г.Смольский, Т.Сергейчик (с 1923 г.); М.Белинская, В.Белинский, В.Василевская, Н.Василевский, Е.Корбут, Е.Родзяловская, С.Скальский, С.Стельмах, В.Тышкевич, И.Чайковский, Л.Шинко (с 1924 г.).

Открытие театра

21 ноября 1926 года в помещении Витебского городского театра, одном из наиболее красивых и благоустроенных театральных зданий Беларуси, торжественно открылся Второй Белорусский государственный театр. К этому большому празднику в Витебске готовились едва ли не целый год, что основательно отразилось в городской газете «Заря Запада».

На торжественном заседании выступили директор БГТ-1 Язеп Дыло, руководитель Государственного еврейского театра БССР Михаил Рафальский, латышский поэт Янис Райнис, профессор БГУ Николай Щекотихин... Зачитывались телеграммы от артиста Московского художественного театра Василия Качалова, режиссёра Всеволода Мейерхольда, профессора Ефима Карского. Затем последовал показ спектакля «В прошлое время» по пьесе белорусского  автора Ильи Бена. Постановщик Б.Афонин, режиссёры Н.Мицкевич и К.Санников. Действие происходило во времена крепостного права, когда через драматическую судьбу влюблённой пары – Веры (М.Сенько) и Михаля (К.Санников) – раскрывалась тяжёлая участь народа и его борьба за свои права. Написанная и поставленная в жанре народной драмы, пьеса притягивала внимание зрителя к судьбам героев. В особенности большую симпатию вызывал Михаль, который, восстав сначала против дикого права «первой ночи», становится борцом против угнетения вообще.

Начинатели

Кто же они – отцы-начинатели БГТ-2, будущего Коласовского театра? Как они попали в искусство, как сложилась их творческая судьба? В волнах истории теряются многие имена. Кто-то из них родился под счастливой звездой и сумел оставить весомый след в театральном искусстве.

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Александр Константинович Ильинский попал в студию, уже имея актёрский опыт в Товариществе драмы и комедии под руководством Флориана Ждановича и Белорусском драматическом театре. Это был блестящий комедийный, действительно народный, национально самобытный талант, он владел виртуозной актёрской техникой. Настоящими вершинами творчества Ильинского считаются образы Нестерки из одноимённой комедии В.Вольского, деда Талаша из драмы «В пущах Полесья» Якуба Коласа, Расплюева из «Свадьбы Кречинского» А.Сухово-Кобылина, Хлестакова из «Ревизора» Н.Гоголя, Барона из драмы «На дне» М.Горького, Тевье-молочника из одноимённого произведения Шолом-Алейхема.

Народный артист СССР Павел Степанович Молчанов – блестящий трагедийный актёр, который одним образом Гамлета создал яркую страницу в истории белорусского театра, а был ещё легендарным,  по свидетельству современников, Федей Протасовым из «Живого трупа». Он же первый в Беларуси исполнил роль Ленина в спектакле «Человек с ружьём», и произошло это именно на коласовской сцене.

Народный артист Беларуси Тимофей Николаевич Сергейчик – настоящий виртуоз перевоплощения, он владел мастерством сценической детали, мимики, особо обогащал образ средствами внешней выразительности (Школяр из «Нестерки» В.Вольского, Савка Мильгун – «В пущах Полесья» Якуба Коласа, Левон Зяблик из «Разорённого гнезда» Янки Купалы, Берсенев из «Разлома» Б.Лавренёва, Лука из горьковской пьесы «На дне»).А ещё был отличным педагогом студии при театре, подготовил целый ряд артистов-коласовцев.

Народные артисты Беларуси Константин Николаевич Санников, Раиса Николаевна Кошельникова, Янина Казимировна Глебовская, Елена Павловна Родзяловская, Мария Сергеевна Белинская, заслуженные деятели искусств Беларуси Любовь Ивановна Мозолевская и Николай Антонович Мицкевич... Одни из них всю творческую жизнь посвятили коласовской сцене, другие с течением времени перешли в столичные театры, где работали с неизменным успехом.

Правда, не все выпускники студии, первые актёры БДТ-2, связали жизнь с драмтеатром. Станислав Новицкий стал известным музыкантом-цимбалистом, заслуженным артистом БССР, а Ольга Борисевич – одним из первых режиссёров Большого театра оперы и балета Беларуси. Драматично сложилась судьба Василия Роговенко, Николая Василевского, Василия Белинского, которые были незаконно осуждены в годы сталинских репрессий, Ивана Котовича и Иосифа (Язепа) Чайковского, которые погибли во время Великой Отечественной войны.

На переломе

Если дореволюционная публика отлично принимала студийные постановки, то новый, пролетарский зритель был к ним не подготовлен. Постепенно менялись оценки спектаклей и в прессе – от положительно-восторженных до критических и даже негативных.

Художественным руководителем нового театра был приглашён Сурен Хачатуров, брат известного советского композитора Арама Хачатуряна, который был целиком связан и с МХАТ-2, и со студийным движением. Директором назначен Николай Красинский, чьи взгляды основывались на идеях белорусского национального  возрождения. В итоге идеологического давления на руководство (требования учитывать потребность только одной социальной группы – пролетариата) сначала ушёл Хачатуров, а в дальнейшем и Красинский, обвинённый в национализме (погиб во время сталинских репрессий). В итоге изменяется эстетика и репертуарная линия театра.

Широким потоком идут пьесы на революционно-пролетарскую тематику, преимущественно российских авторов: «Разлом» Б.Лавренёва, «Рельсы гудят» В.Киршона, «Когда поют петухи» Ю.Юрьина, «Первая Конная» В.Вишневского. Художественное руководство театра возглавляют московский режиссёр Сергей Розанов (1928-1931), позднее – Николай Мицкевич (1931-1934), который, по его собственному признанию, ставил спектакли по методу «диалектического материализма». Постановкам была присуща идеологическая окраска, впрочем, как и многим другим советским театрам. Наряду с яркими спектаклями на сцену попадали схематические, которые напоминали обычные агитационные представления. Например, «Кочегары» И.Гурского в постановке Н.Мицкевича. Несмотря на сильный идеологический диктат, артисты БГТ-2 в своих лучших образцах достигали творческих вершин, а театр был флагманом сценического искусства республики, способствовал культурному просветительству.

Труппа пополнялась выпускниками студий, которые периодично, с 1928 года, работали при театре. Выпускники – Иосиф Матусевич, Анатолий Трус, Анатолий Шелег, Татьяна Заренок, Зинаида Конопелько, Марина Марковская...

Возвращение к классике

БГТ-2 первым из белорусских театров обратился к наследию выдающегося российского драматурга Александра Островского, воплотил его драму «Бесприданница» (1936). Она достойно прозвучала на белорусском языке, отличный перевод осуществил Кондрат Крапива, в будущем народный писатель БССР. Поставил спектакль новый художественный руководитель Виктор Дарвишев, который до этого работал режиссёром Ленинградского академического театра драмы. В роли Ларисы Огудаловой блестяще выступила Раиса Кошельникова, будущая народная артистка БССР.

Настоящими достижениями  театра тех лет считаются постановки «Мещане» М.Горького (1938, режиссёры И.Виньяр, Б.Тамарин), «Лес» А.Островского и «Привидения» Г.Ибсена (1940, режиссер П.Горбунов). В спектакле «Лес» вовсю раскрылся драматический талант Николая Звездочётова, будущего знаменитого трагика коласовской сцены, создавшего образ Геннадия Несчастливцева. В постановке «Привидений» Павел Молчанов достигал глубокого драматизма в роли Освальда.

В 1940 году произошла первая встреча театра с драматургией Ж.-Б.Мольера. Это была постановка комедии «Лекарь поневоле», которую осуществил Семён Казимировский, который через много год станет главным режиссером театра.

Имени Якуба Коласа

С первых сезонов наш театр сотрудничал с белорусскими авторами. Это начал делать ещё Николай Красинский, подписав договоры на создание пьес с Язепом Дыло, Михаилом Громыко, Евстигнеем Мировичем, Ильёй Беном, Кузьмой Чёрным, Василием Шашалевичем. Он наладил контакт с белорусским драматургом, театральным деятелем Франтишком Олехновичем и пригласил его на должность первого литературного руководителя. Национальная драматургия в репертуаре – это принципиальная позиция театра.

В сокровищницу белорусского сценического искусства вписаны постановки пьес Якуба Коласа «Война войне» и «В пущах Полесья», которые воплотил Виктор Дарвишев. Коласовцы открыли народного поэта в качестве драматурга.

В 1944 году театру было присвоено имя Якуба Коласа.

Театр и в дальнейшем неизменно включал в репертуар спектакли по произведениям классика: «Гроза будет» по трилогии «На перепутье» (1958, режиссёр Ю.Щербаков), «Сымон-музыкант» (1976, режиссёр В.Мазынский), «На дороге жизни» (1982, режиссёр В.Мазынский), «Земля» (2001, режиссёр В.Барковский).

В 2018 году поэму «Сымон-музыкант» вновь перенёс на сценические подмостки художественный руководитель театра Михаил Краснобаев (он и автор инсценировки, и режиссёр-постановщик). Его в особенности вдохновила и явилась толчком для рождения постановки замысла первая редакция поэмы, созданная Якубом Коласом в 1918 году. Спектакль приобрёл не только глубокое философское содержание, но и трагическую окраску, ей свойственную по сравнению с более поздними вариантами поэмы. Михаил Краснобаев ощутил перекличку началу XX столетия с нашим временем, насыщенным прагматизмом. Режиссёра волновала не только судьба художника, который борется за своё право быть свободным и независимым там, где правят бал деньги и власть, но и будущее белорусов как нации.

Бессмертный «Нестерка»

В 1941 году зритель увидел живописное народное зрелище, полусказочное, полуреальное, главные деятели которого – народ и выразитель его интересов, чуткий и добрый, изобретательный и остроумный весельчак и говорун Нестерка. Первым талантливо воплотил этот образ народный артист СССР Александр Ильинский. В дальнейшем его достойно заменил Фёдор Шмаков, в роли выступали Евгений Шипило, Валентин Соловьёв, Пётр Ламан – сегодняшний исполнитель. Пользовались успехом у зрителя Тимофей Сергейчик (школяр Самохвальский), Зинаида Конопелько (Настя), Анатолий Шелег (Юрась), Янина Глебовская (Мальвина), Анатолий Трус (Матей), Иосиф Матусевич (Судья). Режиссёр Наум Лойтер, который в военное время станет художественным руководителем театра, придал спектаклю стремительный ритм, наполнил его изобретательностью и острыми мизансценами. Ощущался сильный режиссёрский темперамент. В ярком, пёстром театральном зрелище точно прослеживалась идея спектакля. За постановку Наум Лойтер, наряду с исполнителями главных ролей Александром Ильинским и Тимофеем Сергейчиком, композитором Исааком Любанам и художественным руководителем театра Павлом Молчановым, в 1946 году был удостоен Государственной премии СССР.

18 мая 2016 года спектаклю исполнилось 75 лет, и он, как и прежде, находится в репертуаре коласовцев, имеет статус визитной карточки театра.

Во времена военного лихолетья

В лихие 40-е театр находился в эвакуации в Уральске Казахской ССР. Так получилось, что витебские артисты вынуждены были выехать налегке. Всё хозяйство – костюмы, декорации – остались на Родине. Помогли петрозаводские железнодорожники (в этом городе театр накануне войны был на гастролях), которые направили в Уральск вагон с декорациями «Нестерки». Этим спектаклем витебчане и открыли сезон 1941-42 годов. В дальнейшем всё внимание было сконцентрировано на пьесах о событиях Великой Отечественной.

За пять военных лет было поставлено около пятнадцати спектаклей на эту тематику. Наиболее яркие – «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука, «Нашествие» Л.Леонова. В Орехово-Зуево, где театр находился в эвакуации с 1943-го, прошла премьера спектакля «Проба огнём» Кондрата Крапивы, в котором замечательные образы современников были созданы Павлом Молчановым (майор Короневич), Еленой Родзяловской (Наталья Николаевна) и Анатолием Шелегом (лейтенант Перегуд). Лирическая тема переплеталась в произведении с темой героической борьбы.

Из классических произведений заметный след оставила постановка «Егор Булычёв и другие» М.Горького (Булычёв – Н.Звездочётов). В 1944 году художественная бригада театра обслуживала фронт, показывали сокращённые варианты «Пробы огнём» и «Примаков», концертную программу, включавшую в себя вокальные номера и художественное чтение.

К художественным вершинам

В послевоенное время театр имени Якуба Коласа находился на большом творческом подъёме. И неслучайно, так как в труппе работали настоящие мастера, корифеи белорусской сцены. Высокими творческими достижениями были постановки классических произведений. Принца Датского играли многие актёры, но немногие смогли постигнуть и передать глубину бессмертного образа. Павел Молчанов сумел сделать это чрезвычайно впечатлительно. В каждом спектакле актёр с предельной эмоциональной наполненностью, искренним волнением переживал трагическую судьбу героя.

В спектакле «Ревизор» (режиссёр Н.Лойтер) блестящие гоголевские образы создали мастера коласовской сцены Николай Звездочётов, чей Городничий был человеком властолюбивым и лицемерным, трусливым и жадным, и Александр Ильинский. Как мастер пластического рисунка роли, живой и выразительной мимики, он тонко передавал изменчивый характер Хлестакова.

В 1951 году театр обратился к пьесе Янки Купалы «Разорённое гнездо» (режиссёр А.Скибневский), воплотив её как глубокое реалистичное произведение. За историей простой крестьянской семьи зритель видел судьбу белорусского народа. И хотя в спектакле остался выразительный отпечаток тогдашней идеологизации, когда Незнакомый представал в образе рабочего-большевика, а постановка завершалась большой массовой сценой, где народ выходил на борьбу, однако правдивые, художественно убедительные образы создали Тимофей Сергейчик (Левон), Елена Логовская (Марыля), Анатолий Шелег (Сымон).

В этот же период коласовцы активно обращаются к современной драматургии и имеют художественные достижения. Среди наиболее ярких работ – «Извините, пожалуйста!» А.Макаёнка (1953), «Андрей Лобанов» Д.Гранина (1955), «Битва в пути» Г.Николаевой (1959), «Иркутская история» А.Арбузова (1960). Лучшие из этих произведений показывали положительные изменения, происходившие в общественной жизни и сознании советских людей после смерти Сталина во времена хрущёвской «оттепели». Во многих спектаклях замечательные образы молодых современников создал будущий народный артист СССР Фёдор Иванович Шмаков (Андрей Лобанов из одноимённого спектакля, Сергей из «Иркутской истории», учитель Лемешевич из «Криниц» И.Шамякина).

Смена поколений

Театр имени Якуба Коласа всегда славился актёрской школой, знаменитыми мастерами исполнительского искусства. А вот художественные руководители, главные режиссёры сменялись в Витебске каждые 2-3 года. Довольно стабильный период наблюдался с 1949 по 1958 годы, когда театр возглавлял Александр Брониславович Скибневский, ученик А.Таирова, опытный режиссёр, заслуженный деятель искусств Беларуси, практик и теоретик театра.

Плодотворным было время с 1967 по 1976 годы, когда во главе художественного руководства работал Семён (Соломон) Казимировский, заслуженный деятель искусств Беларуси, лауреат Государственной премии БССР. Появились значительные постановки, поставленные главным и очередными (Александром Смеляковым, Валерием Мазынским), а также приглашёнными режиссёрами (Юрием Щербаковым, Борисом Эриным, Иосифом Поповым...). Среди них – «Война под крышами» по А.Адамовичу, «Трибунал», «Затюканный апостол» и «Таблетку под язык» А.Макаёнка, «Колокола Витебска» В.Короткевича, «Сымон-музыкант» по Якубу Коласу, «Клоп» В.Маяковского, «Власть тьмы» Л.Толстого, «Слуга двух хозяев» К.Гольдони, «Много шума из ничего» У.Шекспира, «Мария Стюарт» Ф.Шиллера, «Доктор философии» Б.Нушича, «Матушка Кураж и её дети» Б.Брехта.

В это же время происходит драматический процесс смены актёрских поколений, когда сцену оставляли крупные мастера. Труппу пополняли выпускники Белорусского театрально-художественного института Галина Маркина, Владимир Кулешов, Нина Левашова, Виктор Зубарев, Николай Тишечкин, Георгий Дубов, Тамара Шашкина, Болеслав Севко, Галина Дягилева, Светлана Окружная (в 60-е гг.); Пётр Ламан, Вячеслав Грушов, Виктор Дашкевич, Татьяна Лихачёва, Юрий Кулик, Геннадий Шкуратов, Валентина Богданова, Александр Фролов, Валентин Цветков (в 70-е гг.); из вспомогательного актёрского состава – Леонид Трушко, Евгений Шипило. Именно творческая молодёжь начинает определять художественную палитру спектаклей.

Академический

Свежее дыхание Коласовскому театру придал Валерий Евгеньевич Мазынский, который работал главным режиссёром с 1976 по 1989 годы. Особенно яркими у него получались спектакли по произведениям белорусских авторов. Уже первой своей работой – «Колокола Витебска» В.Короткевича – режиссёр подтвердил, что понимает суть современной театральной эстетики, умеет пользоваться символом, метафорическим сценическим языком. Спектакль впечатлял масштабностью, пластичностью, будоражил серьёзностью возвышенных проблем. В нём утверждалась мысль об ответственности каждого человека за судьбу народа, за ход самой истории. Яркие образы создали как зрелые мастера Владимир Кулешов (Иосафат Кунцевич), Валентина Петрачкова (Евга Бабук), Иосиф Матусевич (поп Илья), так и молодёжь театра – Пётр Ламан (Марциан Ропат), Алесь Лобанок (Степан Пасиора), Елена Цветкова (Багуся Данель), Валентин Цветков (Антони-Лар Ольха), Виктор Дашкевич (Поликарп). Через несколько лет Мазынский опять обратился к драматургии Короткевича, воплотив трагедию «Кастусь Калиновский» (1978), где в центральной роли выступил Владимир Кулешов.

Выдающейся страницей в истории Коласовского театра является драматическая баллада «Сымон-музыка», поставленная Мазынским по одноимённой поэме Якуба Коласа. В главной роли – Сергей Шульга (в дальнейшем её сыграет и Михаил Краснобаев), дед Курило – Евгений Шипило, Нищий – Тадеуш Кокштыс, Мать – Татьяна Мархель, Анна – Татьяна Лихачёва. Спектакль удостоен премии Ленинского комсомола Беларуси (1976).

В 1976 году театр награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1977 году театру имени Якуба Коласа присвоено почётное звание «академический».

Полноценное сценическое воплощение получили пьесы А.Дударева – «Порог» (Буслай – Е.Шипило, Мать – Л.Писарева), «Вечер» (Мультик – Е.Шипило, Гастрит – Т.Кокштыс, Анна – Т.Мархель и В.Петрачкова, Государственная премия Беларуси, 1986) и «Рядовые».

Обратил на себя внимание первыми спектаклями Валерий Маслюк: «Бриллиант» Е.Пшездецкого, «Старый дом» А.Казанцева и в особенности «Клеменс» К.Саи. Режиссёру удалось серьёзно переосмыслить пьесу литовского автора, дополнить её стихами Владимира Короткевича, Алеся Рязанова, Петра Ламана (либо песнями-зонгами на их слова), а в итоге спектакль поднял очень болезненную тему пробуждения национального и вообще гражданского самосознания. По тому времени это была не только большая художественная победа театра, но и смелый гражданский поступок. После показа в Литве у режиссёра с удивлением спрашивали: «И у вас такое позволяют играть?..»

В 1991 году художественное руководство возглавляет Борис Эрин, известный московский режиссёр, который много работал в театрах Беларуси и Украины. При нём коласовцы обращаются к классической и современной абсурдистской драматургии («ЧП-1» и «ЧП-2» по гоголевскому «Ревизору», «Залёты» В.Дунина-Марцинкевича, «Счастливое происшествие» С.Мрожека). Наблюдается определённый подъём постановочной и актёрской культуры, театр стремится вернуться к своим утерянным истокам, у него появляется интересная художественная программа.

Поиски нового облика театра продолжаются в 1993-1997 годах и при Валерии Маслюке: «Цирк Шардам» по Д.Хармсу и «Обиженные» Л.Родевича (режиссёр А.Гришкевич), «Панночка» Н.Садур (режиссёр В.Куржалов), «Недоразумение» А.Камю, «Полоумный Журден» М.Булгакова, «Дядя Ваня» А.Чехова (режиссёр Ю.Лизенгевич), «Король Лир» У.Шекспира (режиссёр В.Маслюк). Витебск становится действительно театральным городом: возрождается традиция проведения актёрских бенефисов, театральных марафонов, театр начинает выпускать собственную газету «Раёк».

Национальный

В 1997 году во главе художественного руководства становится Виталий Михайлович Барковский  – режиссёр, который придерживается авангардного направления в искусстве. Его постановкам свойственны открытый постмодернизм, точное выявление формы и структуры сценического произведения, сосредоточенность на психоанализе («Элита» М.Чокэ, Гран-при фестиваля современной немецкой драматургии в Минске, «И нас поцелует рассвет» В.Острова (псевдоним В.Барковского), «Так рождается любовь» па Т.Кантору, трилогия о белорусских художниках по пьесам В.Дроздова «Шагал…Шагал…» (Марк Шагал), «Мадам Боншанс» (Хаим Сутин, Амадео Модильни) и «Роза в чистом поле» (Юдель Пэн), «Земля» по Якубу Коласу, «Сон на кургане» по Янке Купалы, «Домой» Е.Поповой, «Привет, Альберт!» Ю.Сохаря). В репертуарной политике Барковский создаёт определённый баланс спектаклей традиционной формы (на большой сцене) и экспериментальных (на камерной сцене). Театр расширяет не только эстетические рамки, но и географические границы гастрольных и фестивальных поездок. Впервые в течение всей своей истории коллектив побывал в Польше, Франции, Италии, США. В 2000 году спектакль «Шагал… Шагал…» Гран-при на Международном театральном фестивале в Эдинбурге (Шотландия). В 2000 году Виталию Барковскому было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Беларуси».

В 2001 году театру присвоен почётный статус «национальный».

В 2009 году художественное руководство возглавил лауреат международных театральных фестивалей Рид Талипов, который поставил на коласовской сцене спектакли «Екатерина Ивановна» Л.Андреева (высоко оценённый критикой на Международном театральном фестивале в Трабзоне, Турция), «Васса» М.Горького, «Мудрецы...» А.Островского, «Квартет» Р.Харвуда.

В это же время прослеживается подъём творчества режиссёра Юрия Лизенгевича. Среди значительных его работ – «Недоразумение» А.Камю, «Полоумный Журден» М.Булгакова, «Тойбеле и её демон» И.Б.Зингера, И.Фридмана, «Дядя Ваня» и «Вишнёвый сад» А.Чехова, «Очень простая история» М.Ладо, «Я жду настоящего мужчину» по мотивам пьесы Э.Радзинского.

Постановки Лизенгевича отличаются высоким художественным вкусом, концептуальным визуальным решением, подчёркнуто символической образностью. Как отличный организатор, идеолог театрального дела режиссёр подчиняет свои постановочные решения творческой индивидуальности актёров, открывает неожиданные грани их таланта.

С приходом в театр в 2012 году в качестве директора-художественного руководителя заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь, лауреата Государственной премии Беларуси и премии «За духовное возрождение» Валерия Анисенко направление репертуарной политики театра кардинально изменилось. Главным предметом анализа на коласовской сцене стала современная пьеса. Свидетельством тому – спектакли в постановке В.Анисенко: «Песни волка» В.Панина, «Лифт» Ю.Чернявской, «Что болит?» и «Глоток чужого виски» Л.Агулянского, «Похороните меня за плинтусом» по повести П.Санаева, «Загадочные вариации» Э.-Э.Шмидта, «Афинские вечера» П.Гладилина, «Белый ангел с чёрными крыльями» Д.Балыко, а также приглашённых режиссёров Александра Марченко «Это всё она» А.Иванова и «Леонардо ?» Э.Флизара, Татьяны Наумовой «IN-side-OUT» по пьесе Э.Уолша «Проклятый Дублин», Александра Дольникова «Я свободен!» по Амели Натомб. Открылась новая площадка – театральная гостиная, где проводятся разнообразные музыкально-поэтические вечера и творческие выступления.

Премьера спектакля «Макбет» прошла на Международном театральном фестивале «Мельпомена Таврии» (Херсон, Украина, 2013). Спектакль был также показан на ночном пленэре на площадке музея-усадьбы И.И.Репина «Здравнёво» в рамках XXIII Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» (2014).

Валерий Анисенко проявлял заботу об участии театра в международных театральных фестивалях. Так, в сентябре 2012 года со спектаклем «Шутки» коласовцы приняли участие в V Международном фестивале «Русская комедия» (Ростов-на-Дону, Россия). На X Международном фестивале камерных театров и спектаклей малых форм «Славянский венец» (Москва, Россия, 2013) спектакль «Лифт» награждён дипломом «За актуальное раскрытие острых социальных проблем», а ведущий мастер сцены Раиса Грибович отмечена специальным дипломом «За яркий образ Матери Димона в спектакле «Лифт». На IV Международном театральном фестивале «Смоленский ковчег» (Смоленск, Россия) спектакль «Макбет» У.Шекспира отмечен в номинации «За лучшую режиссуру», а ведущий мастер сцены Георгий Лойко – за лучшую роль второго плана (Макдуф). Спектакль «Похороните меня за плинтусом» был представлен на XXI Международном фестивале «Славянские театральные встречи» (Брянск, Россия, 2014), на IV Международном театральном фестивале «Родниковое слово» имени Федора Абрамова (Архангельск, Россия, 2014, исполнительница роли Бабушки, заслуженная артистка Республики Беларусь Тамара Скворцова получила диплом «За психологическую правду образа в сценическом воплощении современной прозы»), XII Международном театральном форуме «Золотой Витязь» в рамках V Славянского форума искусств «Золотой Витязь» (Тамара Скворцова удостоена «Золотого диплома»). Исполнитель роли Саши Савельева Роман Соловьев был удостоен приза «Лучшая актёрская работа в спектакле театра драмы» на III Республиканском конкурсе театрального искусства «Национальная театральная премия» в 2014 году. Тамара Скворцова была признана лауреатом фестиваля «LUDI», который прошёл в Орле в 2016 году, в номинации «Лучшая женская роль» за роль Бабушки в том же спектакле. Специальными призами жюри также были награждены: в номинации «Лучшая мужская роль второго плана»  ведущий мастер сцены Пётр Ламан за роль Деда, в номинации «Надежда сцены» артист Роман Соловьёв - за роль Саши Савельева. Диплом лауреата в номинации «Лучшая работа художника» получил художник-постановщик спектакля Андрей Жигур. Спектакль «Это всё она» по пьесе А.Иванова на международном фестивале камерных театров и спектаклей малых форм в Санкт-Петербурге «АртОкраина» одержал победу в номинации «Лучший спектакль».

С октября 2014 года директором театра является Александр Александрович Старых.

Коласовский театр сегодня!

С сентября 2017 года художественным руководителем театра имени Якуба Коласа является Михаил Краснобаев. Его творческая судьба изначально связана с Витебском. После окончания Белорусского государственного театрально-художественного института он работал здесь артистом. Среди наиболее значительных образов – Сымон («Сымон-музыкант» Якуба Коласа), Ромео («Ромео и Джульетта» У.Шекспира), Ундзу («Журавлиное перо» Д.Кинасито), Буфрон («Школа шутов» М.де Гильдерода), Бенволио («Чума на ваши две семьи» Г.Горина), Школяр («Нестерка» В.Вольского), Хлестаков («Ревизор» Н.Гоголя), Грэй («Паруса» по А.Грину), Гортензио («Укрощение строптивой» У.Шекспира), Коррехидор («Виват, любовь!» П.А. де Аларкона), Борейко («Полюби меня, солдатик» по В.Быкову), Горов («Воробьиная ночь» по Вл.Короткевичу), Сущеня («Выстрел в тумане» по В.Быкову), Капитан («Люти» А.Дударева).

В 2000-2001 годах Михаил Краснобаев обучался в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (Москва, Россия), прошёл режиссёрскую стажировку у народного артиста России, профессора Петра Фоменко. И в 2004 году был переведён на должность режиссёра-постановщика. Среди его значительных режиссёрских работ – «Плачь, саксофон!» И.Сидорука, «Выстрел в тумане» по В.Быкову, «Школа шутов» М.де Гильдерода, «Легенда о Володше» В.Маслюка, «Люти» А.Дударева, «Безумное танго любви» С.Шепарда, «Школа с театральным уклоном» Д.Липскерова, «Крест Евфросинии» И.Масленицыной, «За двумя зайцами» М.Старицкого, «Перебор» Х.Бергера, «Шутки» (вечер белорусских водевилей по М.Чароту, Л.Родевичу, Янке Купале), «До третьих петухов» по В.Шукшину, «Ищем тенора!» К.Людвига, «Смертельный номер» О.Антонова, «Доктор философии» Б.Нушича, «Последние» М.Горького, «Дурочка» Лопе де Веги, «Сымон-музыкант» по одноимённой поэме Якуба Коласа.

Значительное место в режиссёрском творчестве М.Краснобаева занимают спектакли по произведениям В.Короткевича: «Воробьиная ночь» (по прологу к роману «Нельзя забыть»), «Ладья отчаяния» (по одноимённой повести), «Леониды не вернутся на землю» (по роману «Нельзя забыть»), «Христос приземлился в Гродно» (по одноимённому роману).

Михаил Краснобаев поставил ряд хороших спектаклей для детей: «Доктор Айболит», «Исчезновение принцессы Фефёлы» А.Староторжского, Л.Титовой, «Весёлый Роджер» Д.Салимзянова, «Снежная королева» Е.Шварца, «Приключения Дюймовочки» П.Исайкина.

В сентябре 2018 года на должность режиссёра-постановщика назначена Ирина Тишкевич, которая с 1998 года преданно служит Коласовскому театру. Имея два высших театральных образования - актёрское и режиссёрское, Ирина Тишкевич заняла одну из ведущих позиций в театре. Она реализовала себя во многих разноплановых сценических образах, поставила детские спектакли «Чудеса в новогоднем лесу» Д.Голубецкого, «Трям! Здравствуй!» С.Козлова, «Сивка-Бурка» Е.Тарасова (восстановление), «Приключения Чиполлино» А.Бадулина, А.Чутко и постановки для взрослого зрителя - «Королева красоты из Линена» М.Мак-Донаха и «Плутни Скапена» Ж.-Б.Мольера.

Сегодня искусство театра обогащают народные артисты Беларуси Светлана Окружная и Тадеуш Кокштыс, заслуженные артисты Республики Беларусь Виктор Дашкевич, Галина Букатина, Вячеслав Грушов, Татьяна Лихачёва, Тамара Скворцова, Григорий Шатько, талантливое среднее поколение, перспективная трудолюбивая молодёжь. Воплощают в театре спектакли многочисленные приглашённые творцы сцены, а также режиссёры, воспитанные в атмосфере Коласовского театра, заслуженный артист Республики Беларусь Вячеслав Грушов, ведущий мастер сцены Нина Обухова (имеет высшее режиссёрское образование).

Сегодня на коласовской сцене можно увидеть традиционную и глубокую психологическую драму с подробным и неторопливо развёрнутым действием, присоединиться к яркому проявлению национального достоинства, можно насладиться тонкой игрой интеллекта и легко попасть в стремительное течение театрального эксперимента. В репертуаре есть спектакли, наполненные высокой поэзией и произведения искренней гражданской позиции, обращённые к уму и сердцу современника.

Коласовцы стремятся сохранить дух студийности, актёрское братство, ощущение которого передаётся из поколения в поколение. Открытый  новаторским экспериментам, театр традиционно пропитан любовью к белорусскому слову, к Родине, лучшие постановки коласовцев выделяет национальный колорит созданных образов. Здесь сопрягаются разнообразные актёрские и режиссёрские стили, идёт непрерывный творческий поиск.

Ведущий театральный коллектив Беларуси находится на пути к новым творческим свершениям.

Комментарии

Спасибо за статью... Но мой дедушка, Козлов Сергей Алексеевич , тоже всю жизнь служил в театре и сыграл очень много замечательных и не рядовых ролей в различных спектаклях. Был с театром и до войны, и в эвакуации и до последнего дня... И ни одного упоминания о замечательном актёре, который не рвался к славе, не участвовал в закулисных разборках, а служил Мельпомене...

Уважаемая Алла!

Коласовский театр гордится всеми своими артистами. Все они вписаны в его историю. Есть те, благодаря кому театр получил свои звания, был отмечен за свои заслуги. Есть те, кто просто трудился. К сожалению, искусство - явление далеко не нежное, в своей истории оно оставляет тех, кто смог добиться многого, кто рвался. Но Мельпомена и Коласовский театр не забывают никого.

Будем очень благодарны, если вы расскажете больше о Сергее Алексеевиче и пришлете нам несколько его фотографий. Очень хорошо, если со спекталей.

 

Я помню очень хорошо актера Козлова и его жену Броню!И еще хорошо помню актрису травести Любовь Личиницер и актрису Октябрину Мельдзюкову!

Уважаемая Рина!

Будем вам очень благодарны, если вы расскажете о Любви Личиницер более подробно.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.

             
             

      

X
Укажите ваше имя на сайте Нацыянальны акадэмічны драматычны тэатр імя Якуба Коласа.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка