ТАМАРА СКВОРЦОВА. ПОЛВЕКА НА КОЛАСОВСКОЙ СЦЕНЕ

 

Почти полвека заслуженная артистка Республики Беларусь Тамара Скворцова посвятила служению Коласовскому театру, а если брать шире, то и в целом белорусскому сценическому искусству. Ведь масштаб многих художественных образов, созданных Тамарой Владимировной, основательный, недаром же они отмечены на международном и республиканском уровне. За роль Бабушки из трагикомедии «Похороните меня за плинтусом» П.Санаева актриса получила диплом «За психологическую правду образа в сценическом воплощении современной прозы» на IV Международном театральном фестивале «Родниковое слово» в Архангельске, приз «Лучшая женская роль» на VI Международном фестивале камерных и моноспектаклей «LUDI» в Орле, «Золотой диплом» на Международном театральном форуме «Золотой Витязь» в Москве.

НАЧАЛО

Родилась Тамара Скворцова на Случчине, в деревне Белевичи. Именно там прошли первые девять лет её жизни. Естественно, что никаких театров там не было. Тем не менее, отец Тамары был очень артистичный человек, хорошо пел. Артисткой девочка ощущала себя ещё с трёх-четырёх лет. Ходила по соседям и устраивала перед ними концерты. За это её угощали конфетами и пряниками. Потом попала в школу-интернат в Несвиже, где Тамару поразила архитектура, историческая атмосфера. А во время экскурсий в Москву, Ленинград увидела первые балетные и драматические постановки. Желание стать артисткой, которое возникло ранее, теперь только укрепилось.

По окончании школы поехала поступать в театрально-художественный институт. Её зачислили кандидаткой. Это значит, что обучаться должна была без стипендии, без общежития. Но это было невозможно, тяжело было бы родителям, которые воспитывали ещё четырёх детей. И потому девушка поступила в БГУ на филологический факультет. Там попала в студенческий театр, которым руководил заслуженный артист Латвии Александр Озеров.

Первая роль, которую она сыграла, была темпераментная пуэрториканка Анита в «Вестсайдской истории». Спектакль имел бешеный успех у зрителя. О нём писали все минские газеты. Потом была Варвара в «Грозе» Островского, Любка Шевцова в «Молодой гвардии» Фадеева. По-видимому, эти первые и довольно удачные попытки и подтолкнули Тамару к поступлению в студию при театре имени Янки Купалы.

Там учили отличные мастера – народный артист СССР Леонид Рахленко, Борис Эрин (на то время главный режиссёр), Зинаида Броварская, Валерий Раевский, Борис Луценко. Во время учёбы студийцев занимали в массовых сценах, а первые роли она сыграла в спектаклях «Трибунал» Макаёнка и «Ночное дежурство» Делендика. С новым главным режиссёром, который приехал из Москвы (и, к слову, сам недолго в Минске задержался) отношения не сложились, а тут на гастроли в столицу приехал Коласовский театр. Молодая актриса показалась – и была принята в труппу.

ПЕРВЫЕ РОЛИ НА КОЛАСОВСКОЙ СЦЕНЕ

В «Пучине» Островского Тамара Скворцова доверили эпизодическую роль кухарки Аксиньи, бойкой, весёлой девушки. Известный театральный критик Юрий Рыбаков из Москвы на обсуждении отметил: «Это ваш мастер эпизода».

Первые десятилетия много таких ролей довелось сыграть. Но актриса с большой ответственностью относилась к любой работе. В сказке «Жила-была Сыроежка» сыграла Первую поганку. Спектакль был весёлый, остроумный. Кстати, с ним была связана одна интересная история. Актриса вместе со своим партнёром по сцене Александром Фроловым прятались от маслят в большую корзинку. Всё было хорошо, пока не родила. А после родов актриса изменилась в комплекции. И в определённый момент, когда по спектаклю надо быстро выпрыгнуть из корзинки, почувствовала, что сделать это не может. Партнёр долго и безуспешно пробовал вытянуть её. После этого решила: в корзинку больше не влезать.

Среди первых работ большая роль была в спектакли «Шутки» («Конский портрет» Л.Родевича), где актриса сыграла комедийную роль Молодухи. Её героиня вобрала в себя то, что издревле свойственно простой белорусской женщине.

Зацепила зрителей и небольшой ролью Марии Григорьевны в «Путанных тропах» К.Крапивы. Тамара Скворцова играла мать молодого героя, в смерти которого винили врача. Актриса психологически точно смогла показать простую деревенскую женщину, которая со смертью сына, похоже, утратила и смысл своей жизни, разозлилась на весь мир, на всех людей. Правдивое неподдельное существование Скворцовой не просто меняло, а взрывало и настроение этой сцены, и характер довольно рационального спектакля.

«ВЫ БУДЕТЕ ИГРАТЬ ПОСЛЕ СОРОКА…»

Более широко работы актрисы стали появляться в репертуаре в 90-е годы прошлого столетия. В связи с этим она любит упоминать пророческие слова своего педагога по студии Леонида Рахленко: «Вы будете играть после сорока».

Абсолютной неожиданностью, в том числе для самой Тамары Владимировны, стала её назначение на центральную роль Агафьи Тихоновны в спектакле «Женитьба» по Гоголю, который ставил Валерий Маслюк. Традиционно её играли более молодые актрисы острохарактерного комедийного плана. Невеста в спектакли коласовцев была одного возраста из Подколесиным (которого играл Владимир Кулешов) и в этом, казалось, был код к решению спектакля. Режиссёр хотел видеть немолодую пару, которым в особенности нужно счастье, ещё более, чем молодым. При весомой комплекции эта женщина (как её сыграла Скворцова) не от мира сего, менее всего была похожая на грубую, невоспитанную купчиху. И в этом она была похожая на Подколесина-Кулешова с его беззащитностью, неудачливостью, неприспособленностью.

 

В особенности впечатляла сцена, когда герои оставались с глазу на глаз. В их взглядах, бессмысленных репликах просматривало одиночество, неприкаянность, желание понять и полюбить друг друга. И тем самым приобретал большую жестокость финал спектакля, когда Агафья Тихоновна появлялась в шикарном белом наряде, олицетворяя ту самую красоту, тот идеал, к которому мы все стремимся, а, встретив, почему-то пугаемся.

Вторая, значительная работа актрисы – жестокая, деспотическая купчиха Мавра Тарасовна Барабошева из комедии Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше». Наверняка же, и она не лишена приличных человеческих качеств (в ней ощущаются былая красота, ум, обаятельность, чувство юмора), но только дикарское окружение сильно придавило их, превратив в противоположности: ум – в глупость, красоту – в безобразность, юмор – в злобность. Иной раз казалось, что это живой и довольно привлекательный персонаж, а другой раз – что эта ходячая мумия, у которой ещё не истреблён былой девичий страх. За роль Барабошевой Тамара Владимировна была награждена премией Белорусского союза театральных деятелей.

 

Значительное место у творческой биографии Тамары Скворцовой занимают роли в постановках заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виталия Барковского. Актриса поняла его и вошла в когорту его сторонников. А он, в свою очередь, по-новому раскрыл индивидуальность актрисы на глубоком философском материале. Свидетельством почему серьёзные приобретения в его спектаклях: госпожа Кранц в «Элите» М.Чокэ, Степановна в «Шагале… Шагале…» В.Дроздова, Иванова со спектакля «…потому что люблю» по пьесе Е.Поповой «День корабля», Маргарет из «Отца» А.Стриндберга, Марфа («И смех, и слёзы, и Любовь» по В.Набокова). На первый взгляд, это были роли второстепенные, в другой раз даже эпизодические, но вовсе не этим они вымеряются в творческой судьбе актрисы. Они выразительно расширили жанровое поле актрисы, её диапазон.

 

 

НА РАЗРЫВ СЕРДЦА И ДУШИ. РОЛИ ПОСЛЕДНИХ СЕЗОНОВ

Среди образов, созданных в последние сезоны, очевидно, главной удачей актрисы появляется Бабушка из инсценировки повести «Похороните меня за плинтусом», поставленной прежним художественным руководителем Коласовского театра, заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь Валерием Анисенко. Данная роль получила широкое признание как среди зрителей, так и серьёзной, авторитетной критики, в том числе и московской. Главный редактор всероссийского журнала «Театральная жизнь», посмотрев спектакль здесь, в Витебске, признался, что сейчас, даже в Москве, так уже не играют, на разрыв сердца и души.

 

У Бабушки в исполнении Скворцовой (в отличие от фильма по тому же произведению) перевешивает не тирания, а безмерная любовь к внуку, которая настолько поглощает всё окружающее, что в итоге убивает саму героиню. Вот что писала об этой работе актрисы известный театральный критик Надежда Бунцевич: «Казалось бы, в роли Бабушки, такого семейного монстра, можно обойтись и наработанными клише — тем более что олицетворять «сильных женщин со скандальным характером» Тамара Скворцова давно свыклась. Но актриса находит у своей героини простые человеческие черты. В первую очередь, доброту, но доведённую до такого абсолюта, что та превращается в свою противоположность. Достаточно послушать, как проникновенно Бабушка поёт колыбельную. Пение для коласовцев не в новинку. Но то, как мягко звучит голос Скворцовой, говорит о её героине куда более, чем «соцветие» нелитературной лексики, щедро разбросанной по всей роли. Актриса вовсе не акцентирует те выражения, выговаривает эти слова «мельком», будто показывая, что они — привычный обычай, а не суть женщины, которой на самом деле страшно расслабиться».

Позднее была графиня Ростопчина в «Афинских вечерах» П.Гладилина, которая прошла через сталинский ГУЛАГ, но сохранила благородство души, большую внутреннюю красоту. Тамара Скворцова ещё раз подтвердила своё высокое мастерство, поскольку интересно работает не только «в тексте», но и вне его. Она выразительно подчёркивает благородство, мудрость, и прежде всего – человечность, жизнелюбие, сочетая это со сдержанностью, тактичностью героини. Похоже, Анна Павловна не слишком спешит вмешаться в семейный конфликт, хотя и получает удовлетворение от возможности подколоть своего зятя. Некоторая удалённость от этой реальности присутствует в ней. Слишком сильно давит прошлое. И здесь режиссёр вводит сцену-воспоминание, когда лай собак, свет фонаря «переносит» её в зону, где упоминает она (видимо, неслучайно?) лагерного конвоира со склонностями садиста, также как и зять, сторонника высокого искусства.

 

В мелодраме «Бабочка…Бабочка…» по пьесе Альдо Николаи актриса (в роли Эдды) работает на контрастах. В первой половине спектакля перед нами достаточно амбициозное, горделивое, нетерпимое к другим существо, которое живёт в придуманном им же мире своего прошлого. Своей домашней тиранией в сочетании с презрением она способна довести до припрятанной ненависти свою то ли служанку, то ли компаньонку Фоку. Но во второй части спектакля когда-то брошенный ею в приюте сын срывает с неё покровы, маску, и перед нами уже не изысканная светская львица, что превратила свою жизнь в сплошную театральную игру, а достойная только жалости старуха, что страдает от одиночества и, будто утопленник за соломинку, мечтать ухватиться за чьё-то милосердие. Но жизнь достаточно жестокая вещь, и в облике сына она приобретает не ангела-спасителя, а судью-обвинителя.

 

В 2019 году в украинском Николаеве на XI открытом театральном фестивалн «Homo Ludens» («Человек играющий») спектакль награждён Дипломом лауреата фестиваля, специальным дипломом «За культурную дипломатию в рамках XI открытого театрального фестиваля «Homo Ludens» («Человек играющий»)».

Тамара Скворцова в роли тёщи и бабушки Мамми в спектакле «Восемь любящих женщин» Р.Тома – образец здорового смысла и жизнелюбия. Даже маленькие изъяны героини в её исполнении выглядят привлекательно.

 

В роли Бабки из спектакля «Больница на краю света» Х.Бойчева, несмотря на небольшой отрезок сценического времени, в течение какого актриса находится на сцене, она показывает целую женскую судьбу. По-видимому, она любит своего взбалмошного мужа, хоть постоянно укоряет его. Особенное впечатление производит на зрителя финальная сцена, где герои соединяются между собой в какой-то другой, уже неземной реальности.

 

В роли Розалии Соломены в спектакле «Брак по-итальянски» по пьесе Эдуардо де Филиппо она использует в первую очередь комедийные краски для создания своего образа. В этой роли, как и в других, актриса ничем не повторяет свои прежние работы, впечатляет жизненной доказательностью и актёрской точностью, показывая и непосредственность, и плутоватость, и душевность своей героини.

 

Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа
поздравляет заслуженную артистку Республики Беларусь
Тамару Владимировну Скворцову
с юбилеем и желает ей крепкого здоровья,
творческой неутомимости, новых ярких ролей.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.

 

З ДАПАМОГАЙ QR-КОДА
АЦАНІЦЕ ТВОРЧУЮ РАБОТУ ТЭАТРА НА ПАРТАЛЕ РЭЙТЫНГАВАЙ АЦЭНКІ

  

КОЛАСАЎСКІ ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

          

 

ІНФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

 

           

                        

 

X