ЗАВЕДУЮЩИЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ АЛЕКСАНДР КРИШТАФОВИЧ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ! 60 лет!
7 июля 2023 года юбилей – 60-летие со дня рождения – отмечает заведующий музыкальной частью Национального академического драматического театра имя Якуба Коласа, композитор Александр Маркович Криштафович. На его творческом счету оригинальная музыка и подбор музыкального оформления больше чем 80 спектаклей. Музыка является одним из наиболее ярких элементов атмосферы спектакля, она помогает режиссёру двигать действие, придаёт постановке определённую жанровую особенность и очерченность. И в этом большая заслуга театрального композитора, который ощущает драматургию произведения и режиссёрский замысел.
Всё началось… со свадьбы
Увлечение музыкой для маленького Саши началось с пяти лет. Именно тогда он в родных Чашниках попал на свадьбу. И его поразило, как какой-то дядя играл на гармошке. Захотелось научиться самому. И научился. Конечно же, взрослые помогли. Следующий музыкальный инструмент, что юноша освоил, была труба. Играть на ней он учился в местной музыкальной школе. Параллельно начал увлекаться спортом, участвовал во многих лыжных соревнованиях. Однажды врачи выявили проблемы с сердцем. Родители думали, что это из-за трубы. И перевели его на класс баяна. После окончания школы Александр едет поступать в Витебское музыкальное училище.
Судьба, связанная с театром
В 1984 году Александр Криштафович присутствовал на встрече с американцами в театральном кафе, выступал в составе фолк-поп-рок-группы «Криница». В то время она была достаточно известной, трижды становилась лауреатом фестиваля польской песни в Витебске. На встрече были главный режиссёр Коласовского театра Валерий Мазынский и директор Геральд Асветинский. Валерий Евгеньевич заприметил талантливого юношу (ему очень понравилась белорусская программа) и пригласил на беседу. Прозвучало предложение возглавить оркестр театра. Александр в то время был ещё студентом и не рискнул согласиться. Но всё равно Мазынский познакомил его с артистами оркестра. Они предложили придти на репетиции и поиграть вместе с ними. Юноша владел и баяном, и в то же время лирой, гармонью, гитарой, клавишными. Дирижёр оркестра Ефим Сандомирский предложил работать в музыкальной части в качестве музыканта. И Александр Криштафович начал играть на разовых спектаклях. Одновременно продолжал учёбу в училище, преподавал в музыкальной школе и играл в «Кринице» белорусские песни – рекрутские, свадебные в своей аранжировке.
В 1986 году Александр Криштафович пришёл в Коласовский театр на постоянную работу артистом оркестра. Руководил музыкальной частью тогда Геннадий Шемет. В 1991 году Александр Криштафович возглавил музыкальную часть театра.
Вскоре оркестр сократили, но весёлые истории, связанные с ним, до сих пор живут. Одну из них поведал Александр Маркович: «Идёт спектакль, оркестр играет вживую. Одна из артисток (не буду называть фамилию) сидела на авансцене и должна было запеть свою партию. Я предупредил, чтобы смотрела на мою руку: когда надо вступать – покажу. Не посмотрела… И не вступила. Слышу, шепчет: «Саша, начни сначала!» А я шепчу в ответ: «Плачь!» И подымаю оркестр на два форте! А что делать?! Оркестр не будешь «разворачивать» перед всем залом. И артистка плакала. Так вышли из положения».
В качестве композитора
Первым спектаклем, для которого Александр Маркович создал оригинальную музыку, была «Воробьиная ночь» по прологу к роману «Нельзя забыть» В.Короткевича. Эта была и первая режиссёрская работа Михаила Краснобаева. Дальнейшее сотрудничество двух творцов было активным и плодотворным. И были успешные результаты – «Леониды не вернутся на Землю» по Короткевичу, «Школа клоунов» по Гельдероду, «Безумное танго любви» Шепарда, «Плачь, саксофон!» Сидорука, «Выстрел в тумане» по В.Быкову, «Доктор Айболит» В.Коростылёва, Р.Быкова и многие другие спектакли.
Знаковая часть творчества юбиляра – постановки заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виталия Барковского. Это был настоящий подъём, высоко оценённый на разных театральных фестивалях. Музыка к спектаклю «…Потому что люблю…» Е.Поповой награждена дипломом «За лучшее музыкальное оформление» на Первом национальном фестивале в Бобруйске и театральном фестивале «Надежда-2000» в Гродно. Музыка к спектаклям «Элита» М.Чокэ и «Тузы» У.Видмера – дипломами на фестивалях немецкоязычной драматургии в Минске в 1998 и 2002 годах, музыка к спектаклю «Шагал… Шагал…» – на фестивале «Восток-Запад» (Англия, 2000).
Заметной страницей в истории белорусского театра стали постановки по произведениям наших песняров – «Земля» по творчеству Якуба Коласа и «Сон на кургане» по драматической поэме Янки Купалы. Здесь Александру Марковичу очень пригодился его опыт по аранжировке белорусских народных песен, приобретённый ещё во время работы в «Криницах».
Совместно с ансамблем солистов «Классик-Авангард» под руководством В.Байдова Александр Криштафович создал музыкальную редакцию спектакля «Нестерка» В.Вольского, восстановленного в 2006 году без живого оркестра, что потребовало серьёзной корректировки вокальных номеров.
Заведующему музыкальной части не однажды приходилось и самому в качестве актёра и музыканта выходить на сценическую площадку. В спектакле Мазынского – «Плюшевая обезьянка в детской кровати» использовалось живое звучание гитары, кларнета и скрипки. Позднее – в постановках Виталия Барковского «Шагал…Шагал…» (Зюся, дядя Шагала) и «Домой» (Уличный музыкант).
Сам Александр Маркович любит разные направления в музыке, от фолька и классики до поп-рока и авангардной музыки. Филип Гласс, Альфред Шнитке, Жан Мишель Жарр – его любимые композиторы.
За отличные творческие заслуги, активное участие в общественной жизни Александр Криштафович неоднократно награждался грамотами управления культуры Витебского облисполкома, а также почётной грамотой Витебского городского Совета депутатов, грамотой Министерства культуры и Благодарностью Министра культуры Республики Беларусь.
Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа
поздравляет уважаемого Александра Марковича с юбилеем
и желает ему отличного здоровья, только светлых дней,
силы духа, вдохновения,
новых интересных творческих работ во благо белорусского искусства!
Добавить комментарий