УШЁЛ ИЗ ЖИЗНИ ДРАМАТУРГ АЛЕКСЕЙ ДУДАРЕВ
Пришла грустная весть. Внезапно на 73-м году жизни ушёл в иной мир выдающийся белорусский драматург Алексей Онуфриевич Дударев – заслуженный деятель искусств Беларуси, лауреат Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола, специальной премии Президента Республики Беларусь. Его очень многое объединяло с Витебщиной и Коласовским театром.
Алексей Дударев родился 6 июня 1950 года в деревне Клены на Дубровенщине. В будущем многие его земляки, односельчане были прототипами многих рассказов из первого прозаического сборника «Святая птица», киносценариев «Колесо», «Дебют», «Соседи» и знаменитых «Белых рос», «Осенние сны», пьес «Порог», «Вечер».
Алексей Онуфриевич получил актёрское образование в Белорусском государственном театрально-художественном институте. Учился вместе с будущими коласовцами – заслуженными артистами Республики Беларусь Татьяной Лихачёвой и Геннадием Шкуратовым, актёрами Юрием Куликом, Татьяной Ненарокомовой, Ларисой Антосевой, режиссёром Игорем Бояринцевым. Одним из дипломных спектаклей был поставлен по его первой пьесе «После…» (более позднее название «Выбор»). Ещё до поступления в институт будущий драматург пробовал попасть в труппу Коласовского театра, но не был принят.
Актёрская биография у Алексея Онуфриевича была недолгой, так как его больше захватило литературное творчество. С 1976 по 1983 годы он работал актёром и заведующим литературной частью Белорусского республиканского театра юного зрителя, позднее – в объединении «Телефильм», в 1991-2002 годах был главным редактором журнала «Мастацтва». С 2003 по 2013 годы работал художественным руководителем Драматического театра белорусской армии. Занимался активной общественной деятельностью – с 1992 года до конца жизни возглавлял Белорусский союз театральных деятелей.
Среди большого драматургического наследия отдельно можно выделить пьесы о Великой Отечественной войне – «Последний взлёт», «Рядовые», «Ты помнишь, Алёша…», «Не покидай меня…», на историческую тематику – «Чёрная панна Несвижа», «Чародейка», «Полочанка», «Песня о зубре» по одноимённой поэме Николая Гусовского, «Князь Витовт» («Купала»), «Ядвига», «Крест», на современную морально-этическую проблематику – «Порог», «Вечер», «И был день…», «Люти», «Ким», «Мельница» и другие.
Большая часть наиболее значительных драматических произведений Алексея Дударева была воплощёна на коласовской сцене. Первое обращение произошло в 1982 году, когда Валерий Мазынский поставил его драму «ПОРОГ». Затронув тему пьянства, алкоголизма, автор пошёл дальше, попробовал показать духовный, моральный кризис общества и личности во времена застоя. Создателями спектакля был правдиво показан тяжёлый путь душевного очищения, воскрешения человека, который дошёл уже до последней черты.
Главная роль Андрея Буслая стала одной из лучших в творческих биографиях народных артистов Беларуси Евгения Шипило и Леонида Трушко. Всеми критиками отмечалось как художественное достижение исполнение заслуженной артисткой БССР Людмилой Писаревой роли Матери. Актриса нашла точные черты, чтобы передать признаки настоящего народного характера. Масштабным получился и образ Отца в исполнении народного артиста БССР Анатолия Шелега. Человеческую драму, искренность и глубину переживаний раскрыли Галина Королькова (бывшая жена Буслая) и Виктор Дашкевич (Николай). Сатирически заострённым получился образ Шаргаёва в исполнении народного артиста Беларуси Тадеуша Кокштыса. В общем, спектакль, наполненный настоящим драматизмом, волновал, наводил зрителя на раздумье. Очень важно, что В.Мазынский, найдя интересную театральную форму (художник Александр Соловьёв, музыка Владимира Иванова), основное внимание направил на актёров, помог им раскрыть сценические характеры.
Ещё более эти положительные качества работы режиссёра с актёрами выявились в спектакле «ВЕЧЕР», где Дударев раскрыл тему бесперспективных деревень. Но, как всегда, проблема решалась через живые человеческие характеры.
Впечатлял мудростью, внутренним спокойствием Мультик-Федос (народный артист Беларуси Евгений Шипило). Добрый, справедливый, он, похоже, не ощущал тяжести прожитых лет. Даже когда он разговаривал с Анной или Гастритом-Тимохом, его руки привычно делали что-нибудь. Рядом с терпимым, рассудительным Мультиком Гастрит (народный артист Беларуси Тадеуш Кокштыс) выглядел возбуждённым, импульсивным, будто за внешней возбуждённостью и подвижностью человек прячет сильный душевный раздор. Гастрит часто вызывал смех у зрителя и одновременно был достоен сожаления. Сценический характер приобретал черты трагикомического. Сильное впечатление оставлял и образ Анны, созданный заслуженной артисткой БССР Валентиной Петрачковой и Татьяной Мархель (позднее народной артисткой Беларуси). Сценический характер трогал душевной щедростью, жизнелюбием, народным оптимизмом. Спектакль был удостоен Государственной премии БССР (1986), а народный артист Тадеуш Кокштыс на Международном театральном фестивале «Прибалтийская весна» получил диплом за лучшее исполнение мужской роли.
Значительным событием в культурной жизни республики стала и постановка Валерием Мазынским пьесы «РЯДОВЫЕ» (1985). Спектакль был приурочен к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Режиссёр прочитал пьесу Дударева как психологическую драму: на вооружение был взят принцип драматурга – через психологию людей прийти к «психологии» событий. Такой подход позволил театру наиболее достоверно раскрыть цену и суть победы. Спектакль определяли внешняя простота и строгость. Сильные, яркие характеры создали в спектакле народный артист Беларуси Леонид Трушко (Дервоед), заслуженный артист Геннадий Шкуратов (Дугин), народный артист Беларуси Тадеуш Кокштыс (Соляник), народная артистка БССР Галина Маркина (Женщина из концлагеря), молодые на то время Галина Букатина (Лидка) и Геннадий Гайдук (Одуванчик).
Плодотворным было обращение Коласовского театра к пьесе Дударева и в так называемые годы перестройки. Спектакль «И БЫЛ ДЕНЬ…» (1988), действие которого происходило на городской свалке, будто исследовал, искал причины того упадка, деградации современного общества. И они были в недалёком прошлом.
Поставил спектакль заслуженный деятель искусств БССР Валерий Мазынский, сценографию придумала Лариса Герлаван. Она перекликалась с художественным оформлением дударевского «Вечера». В роли Пифагора выступил народный артист Беларуси Тадеуш Кокштыс, в роли Хитрого – заслуженный артист Беларуси Геннадий Шкуратов, в роли Афганца – Александр Фролов. Спектакль прозвучал как современная трагедия.
В 1990 году на коласовской сцене ожили герои пьесы «БАШНЯ», которую Алексей Дударев написал совместно с Владимиром Некляевым.
Режиссёр-постановщик – Валерий Мазынский, в центральной роли Ютки Козубовского, того самого, что собрался построить башню до небес, выступил народный артист Беларуси Тадеуш Кокштыс. И по сегодняшний день исполнитель считает эту роль одной из лучших в своей творческой биографии.
Успешным было обращение коласовцев и к исторической легенде Дударева «Чёрная панна Несвижа» (пьеса была поставлена в 1999 году под названием «ЧЕРНАЯ НЕВЕСТА»).
Красивой литвинке Барбаре Радзивилл и польскому королю Жигимонту (Святослав Астрамович) была дарована большая любовь – ослепительно яркая, возвышенная и обжигающе драматическая. Воплотил спектакль художественный руководитель театра Виталий Барковский. Режиссёр сосредоточил внимание на внутреннем конфликте героев, который происходит в их потайных мыслях на уровне подсознания. Он ввёл двух новых персонажей – маленькую девочку (Барбара в детстве) и Страшилище, которые олицетворяют светлую и сумрачную стороны души человека. Начинался спектакль своеобразным прологом. В клубах дыма появлялась маленькая девочка в длинном белом платье. Заглянув в ловушку, она быстро исчезнет. На сцену выезжает пустой королевский трон, накрытый медвежьей шкурой. Выходят все персонажи и молча склоняются над бездной. Будто из ада выскакивает Страшилище (Ульяна Атясова) и оттягивает Барбару от трона. И так в течение всего спектакля добро и зло повсюду существуют рядом с героями как отпечаток их чувств и состояния их души. Очень привлекательный образ Барбары Радзивилл создали актрисы Елена Шерепченко и Ирина Тишкевич. Они талантливо передавали то, что на сцене в общем передать тяжело. Их героиня буквально пронизана любовью. Барбару невозможно сломать, пока это чувство проживает в её сердце. Но состязание оказывается неравным. Сложной и неоднозначной предстала в спектакле Бонна Сфорца в исполнении Галины Букатиной. В сцене с Жигимонтом она то бросается на сына с кулаками, то слёзно молит его вспомнить о Польше, то оскорбляет его избранницу. Узнав, что польскому трону более ничего не угрожает, Бонна даже способна на сострадание. Она колеблется. Ещё можно предотвратить беду. Однако тёмные силы заполонили её душу. По-дикарски прыгает вездесущее Страшилище. Сцена полнится накалом чувств, страстей.
Примерно в этот же период Дударев пишет несколько современных историй, где показывает новых белорусов, которые в основном вышли из криминальной среды, либо тех людей, которые с ними соприкасаются. Такими стали герои пьесы «Ким», воплощённой у купаловцев, и «ЛЮТИ», поставленной Михаилом Краснобаевым в Коласовском театре в 2003 году.
Яркие образы Люти, Капитана и Вована создали Татьяна Лихачёва (для неё и была написана данная пьеса), Михаил Краснобаев и Артём Бородич.
В 2008 году российский режиссёр Юрий Пахомов поставил спектакль «МЕЛЬНИЦА» по пьесе Дударева.
Главный герой, 90-летний Пётр Старцев (Валентин Соловьёв) выкупил заброшенную мельницу. Старцев верит, что если он поправит и запустит её, то после смерти встретится с Ривой, женщиной, в которую влюбился ещё ребёнком и вспомнит своё настоящее имя, утерянное и забытое в водоворотах истории. Ещё один устаревший романтик, умирающий американский богач, отписал 10 миллионов долларов собственнику именно этой мельницы с условием – похоронить его здесь, где родился и вырос. О завещании узнаёт далёкий родственник миллионера. Чтобы завладеть мельницей и наследием, он привозит из Америки девушку Мисюсь, похожую на Риву (Наталья Соломаха-Кононова), и поручает ей выйти замуж за старика. Как и бывает в детективной мелодраме, девушка в дедушку искренне влюбилась… Спектакль получился масштабным: в нем была занята вся труппа. Критика высоко оценила работу Валентина Соловьёва в роли Старцева. По её словам, в спектакле предстал не просто персонаж истории – личность сильная в своей внутренней глубине. Человек, который постиг секрет душевной гармонии: надо радоваться всему тому, что случается в твоей жизни, воспринимать её открыто и с признательностью.
В 2015 году на ту пору художественный руководитель театра Валерий Анисенко обратился к драматической балладе Алексея Дударева «НЕ ПОКИДАЙ МЕНЯ...», подняв тему «женщина на войне». По мнению режиссёра, эти понятия несовместимы. Так же как не соответствуют друг другу красота и преступление, любовь и убийство, прелесть и кровь. Пьеса немного напоминает повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...». Драматург сам признавался, что написал своё драматическое произведение под её влиянием. Но если у современного российского писателя борются и гибнут уже взрослые люди, то у Дударева – почти дети, которые играют в защитников Отчизны, играют в женщин. Так девочки забавляются со своими куклами, представляя себя мамками. Но война – вещь особенная. Там действуют свои законы. Она меняет сознание человека и частенько превращает якобы героя у предателя, а хилого интеллигента – в непоколебимого борца. Там и дети могут стать героями.
В центральной роли капитана Михасёва выступил артист Евгений Береснев. Исполнитель справился с ролью безукоризненно. Он умеет быть и сдержанным, и сильным, и человечным, а в отдельные минуты и растерянным, беззащитным, когда осознаёт жестокость того приказа, жуть той ситуации, когда ему доведётся отправить на верную смерть своих девчат. Точно, психологически обоснованно исполняли роль младшего лейтенанта Кремис Ирина Тишкевич и Виктория Шамардина. Первая из исполнительниц выстраивала образ почти по-режиссёрски, подавала его в развитии. В начале своего сценического существования она сдержанно-волевая, её лицо будто закрыто маской, внутренняя боль спрятана очень глубоко. Но эта железная выдержка оставляет её позднее, когда она слышит из патефона немецкую песенку, под которую, по-видимому, над ней и младшей сестрой издевались, глумились потомки Гёте и Вагнера. Кульминацией в игре актрисы является сцена с пластинками, где Михасёв испытывает её на психическую выдержку. Вторая актриса находит другие, свои краски, добиваясь неподдельной естественности, органичности, искренности, почти документальности существования. Наверняка, это итог большой работы актрисы и над собой, и над ролью. Яркие, запоминающиеся образы создали также Юлия Цвики, Ульяна Атясова и Алёна Чистобаева (Зина Ботян), Светлана Суходолова и Наталья Соломахо-Кононова (Ладысева), Юлия Крашевская и Дарья Французова (Гурская). Спектакль и сегодняшний находится в репертуаре и пользуется успехом у зрителей. Он был показан на Республиканском фестивале национальной драматургии имени В.Дунина-Марцинкевича (2015) и получил хорошие отзывы критиков.
Последнее обращение к драматургии Дударева состоялось при его жизни в 2021 году, когда режиссёр Республиканского театра белорусской драматургии Светлана Науменко поставила пьесу «ПЁС БЕЛОГО ОСТРОВА». Автор здесь обратился к теме сценической и, в первую очередь, закулисной жизни, которую и сам хорошо знал, так как в юности работал актёрам. И взгляд его, если судить по пьесе, достаточно критический.
Главный персонаж – спившийся актёр, в прошлом театральная «звезда», бывший любимец публики. Его путь сузился от Гамлета до эпизодических сказочных персонажей. Хоть, как говорят, нет маленьких ролей, но падение очевидно. Определённая деградация происходила с ним и в личной жизни. Так же, как на начальном этапе, в драме «Порог», что обошла в своё время десятки, а может, и сотни сцен бывшего Советского Союза и принесла драматургу большую популярность, так и в этой пьесе автор пробует разобраться в причинах такого человеческого и творческого падения героя. Хоть об этом громко и не говорится, но столь же, сколь и в известной пьесе Вампилова «Утиная охота», параллели с которой здесь явно напрашиваются, – в результате тех правил игры, что господствуют в обществе, возникают цинизм и безразличие к жизни, измены, жестокость к близким людям, а шире – к близким существам, если иметь в виду Пса – второго по значению персонажа спектакля. У автора пьесы – в 80-е годы время «застольное» – именно тогда у него разворачиваются события. По мнению режиссёра, они присутствуют и в наше время, прошлое очень пунктирно, фрагментарно заявлено в спектакле. Это приспособленчество, ложь, сытая бездуховность.
В центральной роли Вилена зритель увидел ведущего мастера сцены Евгения Береснева. По-мастерски им показана противоречивость персонажа. Он может быть и жестоким, и циничным, и душевно уязвимым. Немного сложнее ему оправдать поведение героя в первом, немного однообразном акте, где он фактическо не меняется, скорее, играет в жизнь, более убедителен и глубок во второй половине спектакля, когда наступает мучительное покаяние.
Параллельно с основной действующей линией, связанной с главным героем, в спектакле существует персонаж, который является своего рода его ангелам-хранителем. Пёс невидимо для Вилена сопровождает его повсюду и комментирует его поведение. Таким образом, его можно считать и авторским alter ego. Этот образ создали Дмитрий Коваленко и Александр Козлов.
Первый акт спектакля был абсолютно непохож на второй – это как два разных спектакля, хоть в этом имеется и своя логика, которую диктует преображение главного персонажа, его путь к покаянию. Жанр заявлен как «интерактивная комедия», хоть юмор здесь скорее горький. Банальные шуточки, пошлыя анекдоты, пьяные выходки Вилена, неуместное поведение помрежа, что демонстрирует «мастер-класс», представляя себя в роли Джульетты, – вот, пожалуй, и всё. Но есть тут и обращения в зрительный зал, открытый контакт с публикой, например, тот же парад-але, который возникает в первом действии и, будто закольцовывая, завершает спектакль. А ещё – философско-пронизывающие песни-зонги (на тексты Максима Дубовского). Высокой оценки заслуживает и работа художника-постановщика Юрия Соломонова. В первом действии театральный фон с приспущенными софитами находит продолжение в полках с номерами (для животных в медучреждении, куда сдал Вилен своего друга). В финальной сцене на острове белая одежда сцены находит продолжение в таких же халатах героев, попавших на Белый остров. Спектакль «Пёс Белого острова» обращён к тонкому, мыслящему зрителю, он щемяще затрагивает светлые, добрые чувства. Но вместе с тем и ставит вопросы, затрагивая нашу совесть, наши души. Способны ли мы сегодня на достойные уважения поступки или так и будем безрассудно плыть по тем волнам, на которых несёт судьбу в неизвестное будущее?
Алексей Онуфриевич был добрым другом коласовцев. Сам с удовольствием приезжал на премьеры спектаклей по своим пьесам, налаживал тёплые взаимоотношения со многими коласовцами.
Смерть Дударева – тяжёлая и незаменимая потеря для поклонников его таланта, огромная потеря для Искусства, Театра, служению которому он посвятил всю свою жизнь. Его творчество навсегда останется в золотых фондах белорусской литературы и театра. Мы уверены, что его слова и мысли, его жизненные принципы – через пьесы и спектакли – будут и далее звучать сильно и возвышенно, преданно высказывать любовь к нашему народу, раскрывать глубины белорусской души.
Вечная память!..
Добавить комментарий