ТАМАРА ШАШКИНА: ПОЛВЕКА В КОЛАСОВСКОМ ТЕАТРЕ
Почти полвека отдала служению коласовской сцене заслуженная артистка Республики Беларусь Тамара Григорьевна Шашкина. С ее именем связаны незабываемые страницы истории театра, который совсем скоро отметит свое 90-летие. 31 октября 2016 года она отмечает свое 85-летие.
По словам самой актрисы, настоящего театра в детстве она не видела. Но ощущение сцены было ещё тогда, когда пробовала себя в школьной самодеятельности. И только в дальнейшем, в Минске, где училась сперва в политехническом, а потом в библиотечном техникумах, начала посещать театры. Приезжал и Коласовский. Именно тогда девушка впервые увидела знаменитый спектакль «Нестерка» с Александром Ильинским, Яниной Глебовской, Тимохом Сергейчиком.
Тамара Шашкина отработала два года в Мяделе заведующей библиотеки и поступила в театрально-художественный институт, на курс народного артиста БССР Дмитрия Орлова. Там же познакомилась и со своим будущим мужем Георгием Дубовым. Поженились в студенческие годы. Дипломный спектакль «На дне», где Тамара Георгиевна исполняла роль Насти, а Георгий Савельевич – Барона, показывали в Москве.
Первой ролью, сыгранной на коласовской сцене, была Нюрка в «Дне свадьбы» В.Розова. Спектакль пользовался у зрителя большим успехом. Потом был целый ряд лирических и острохарактерных ролей: Агния («Не всё коту масленица» А.Островского), Финея («Дурочка» Лопе де Вега), Беатриче («Слуга двух господ» К.Гольдони), Марина («Власть тьмы» Л.Толстого), Софья («Зыковы» М.Горького).
Сложные женские характеры, которые выявляются в драматических и трагических коллизиях, воплотила актриса в спектаклях «Последняя инстанция» Н.Матуковского (Цветкова), «Тревога» А.Петрашкевича (Манаева), «Затюканый апостол» А.Макаёнка (Мать).
В авторском спектакле Маслюка «Под солнцем» она играла сумасшедшую учительницу. Её героиня сходит с ума после сыновьего самоубийства и не может поверить в необратимое. Продолжает ходить на деревенскую остановку (а вдруг сыночек всё-таки приедет?), готовить его любимые блюда. Живет так, будто он есть.
И совсем другая мать. Из пьесы Камю «Недоразумение» (режиссер Ю.Лизенгевич), мощнейший творческий взлет актрисы. Она отлично передала душевное состояние героини, сумела ее поднять к античным персонажам, вроде Медеи либо Клитемнестры.
Сложно забыть зрителю её Зою Сергеевну из «Жидов города Питера» – острого, пронзительного спектакля Бориса Эрина, поставленного накануне августовского путча ГКЧП. Её героиня – женщина с тонкой душой, природным чувством достоинства, больше молчит в течение спектакля, но за этим прячется ее благородное сопротивление хунте в любом облике.
Ряд интересных образов создала актриса и в спектаклях Виталия Барковского. Среди их – Клеопатра Петровна в «Площади Победы» Е.Поповой – самоотверженная женщина, которая всю свою жизнь посвятила мужу-офицеру, сохранив память о его былых подвигах, миссис Уайр из пьесы Уильямса «Прикоснуться губами к небесам», которая мучительно сражается с одиночеством и тщетно пытается стать для Писателя матерью.
Тамара Григорьевна очень серьёзно и ответственно относилась к своему участию в спектаклях, даже если это был небольшой эпизод. В «Поминальной молитве» Г.Горина она играла престарелую и немного не в своем уме мать Менахема-Мендла, которая появлялась в финале спектакля. Она произносила буквально одну фразу: «Меня в поезде так трясет!» Но делало это так, что зрительный зал взрывался громкими аплодисментами. Не это ли оценка отличного мастерства?
Последней большой ролью Тамары Григорьевны стала Лидия Васильевна в «Старомодной комедии» А.Арбузова. Бывшая цирковая артистка, а теперь пациентка санатория, где она встретила в лице врача свою последнюю любовь. Это был бенефисный спектакль, поставленный специально к ее 75-летию артистом и режиссёром Вячеславом Грушовым. В этом образе сочетались и лиризм, и тонкий разумный юмор. А еще была в спектакли та ностальгия, тоска по артистам и театру прошлых времён, которые уже стали историей.
Добавить комментарий