ЛЕОНИД ТРУШКО: «Я НА СУДЬБУ НЕ НАРЕКАЮ…»

 

Леонид Игнатьевич Трушко, один из мастеров коласовской сцены, которого хорошо знали витебские зрители 60-90-х лет прошлого столетия. Яркая внешняя фактура, отличные типажные данные, хорошая органика помогли ему стать одним из ведущих актёров труппы. Он не получил театрального образования, так же, как и его коллега Евгений Шипило, был очень талантливым самородкам. Сыграл Леонид Игнатьевич на коласовской сцене около 100 ролей, и это за 33 года творческой работы. Были и комедийные, и трагедийные, и острохарактерные образы. Имея типаж социального героя, много переиграл разных партийцев, чекистов, командиров. 4 февраля 2023 года народному артисту Беларуси могло бы имполниться 85...

 

Ему рукоплескала сама Фурцева

Родился Леонид Трушко в Орше, там же прошли его детские и юношеские годы. Театром увлекся и начал серьёзно заниматься довольно поздно, в 23 года, уже после службы в армии. Играл в народном театре Дворца культуры Оршанского льнокомбината. На то время самодеятельные артисты готовили театральную лениниану – спектакли «Кремлёвские куранты», «Третью, патетическую» Николая Погодина и «Шестое июля» Михаила Шатрова. В первом из них роль матроса Рыбакова исполнял Леонид Трушко. Спектакль имел успех, был отмечен почётным дипломом и показан в Москве на сцене Кремлёвского дворца. Там присутствовали члены правительства, в частности министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Спектакль получил хорошие отзывы. И тут Леонида неожиданно потянуло в режиссуру. На сцене народного театра он поставил спектакль «На северо-запад от Берлина». И задумал поступать на режиссёрский факультет Щукинского училища в Москве. На одном курсе с ним, по воспоминаниям артиста, учился сам Никита Михалков. Правда, долго Леонид там не выдержал, сбежал на Рродину. И здесь его заметил режиссёр Коласовского театра Виктор Королько. Он и пригласил молодого самодеятельного артиста в нашу труппу, сначала во вспомогательный актёрский состав. Впрочем, вскоре Трушко перевели в основной состав труппы.

Первые роли в Коласовском театре

Леонид сразу же получил небольшую роль в «Шестом июля» Шатрова, затем был Шохин в «Зыковых» Горького, Никита во «Власти тьмы» Толстого. И как говорят, пошло-поехало. На роли ему везло. Положительно отмечала критика. С ним работали такие знаменитости, как народные артисты Тимох Сергейчик, Анатолий Трус, Анатолий Шелег, Янина Глебовская, Елена Родзяловская, Николай Звездочётов, Фёдор Шмаков.

Спектакль «Власть тьмы» (1969) в постановке выдающегося белорусского и российского режиссёра Бориса Эрина стал сильным испытанием для молодого артиста. Ведь это была первая в его творческой биографии центральная роль, тем более в классике, рядом с выдающимися артистами – корифеями коласовской сцены – Яниной Глебовской и Людмилой Писаревой (Матрёна), Анатолием Шелегом (Пётр), Фёдорам Шмаковым (Аким), Галиной Маркиной (Анисья).

 

Неумолимая власть денег над человеком – это был лейтмотив спектакля. Никита, Анисья и Матрёна – наиболее яркие образы в постановке, и именно они – носители этого лейтмотива. Вот как писал о роли Никиты, сыгранной Леонидам Трушко, выдающийся белорусский театровед, академик Владимир Нефёд: «Л.Трушко в роли Никиты рисовал образ человека внешне будто сильного и решительного, а по сути безвольного, который слепо подчинялся жестоким законам жизни. Он с прямым вызовом ведёт себя с мужем Анисьи – Петром, цинично потешается над Анисьей, понимая безвыходность её положения, фальшивит перед отцом Акимом и всё это делает задорно, без угрызений совести. Он готов пойти на любую подлость, на любую фальшь и тут же оправдать, успокоить себя, считая, что все врут и это, дескать, естественно. Только в финальных сценах у него наконец пробуждается совесть, когда он кается при всём народе».

В спектакле «Амнистия» по пьесе Николая Матуковского (1971) театр сделал успешную попытку заклеймить современный тип приспособленца из рабочих, который открыто помыкает честными людьми, спекулируя на человеческой доброте и гуманных советских законах.

 

Спектакль прошёл с успехом. Пьеса получила яркое комедийное прочтение с богатым использованием приёмов гиперболы. Наибольшая удача сопутствовала актёру Л.Трушко в роли Соловейчика, того самого «троянского коня», слесаря-самородка, из-за которого страдает целая фабрика детских игрушек. Органическое сочетание блатной решаемости с внешней привлекательностью во многом объясняло, почему этому герою так долго и легко удавались все его штуки.

Пьеса Геннадия Бокарева «Сталевары» была написана по заказу Олега Ефремова для Московского художественного театра под его руководством. Это было одно из первых драматических произведений на так называемую производственную тему. Уже потом пойдут пьесы Александра Гельмана, Игнатия Дворецкого. По-разному можно сегодня относиться к этим произведениям, но несомненно, они явились новой интересной страницей в истории советского театра и кино 70-80-х годов. Не миновала данная тематика и Коласовский театр. Пьесу «Сталевары» поставил в 1974 году на то время главный режиссёр театра Семён Казимировский. В главной роли Виктора Лагутина выступил Леонид Трушко.

 

Молодой рабочий Виктор Лагутин приходит на крупный металлургический завод. На производстве он сталкивается с порядками, которые считает недопустимыми, и начинает сражение: отказывается сдавать некачественную сталь – тем самым срывает план завода по выпуску готовой продукции. Этим настраивает против себя не только начальство, но и коллег-рабочих. За проходной завода Лагутин также действует решительно: садится в бульдозер и сносит пивную палатку у завода – рассадник, по мнению Лагутина, пьянства. Непросто складывается и личная жизнь главного героя: в центре событий – выяснения отношений с когда-то близкой ему женщиной Зоей, намёки на любовный треугольник. Впрочем, здесь проглядывался тот самый тип активного героя, который позднее, в начале 80-х, был ярко показан через образ Евгения Столетова в романе и фильме «И это всё о нем».

Интересной страницей в истории Коласовского театра была постановка трагикомедии Андрея Макаёнка «Трибунал» с блестящими актёрскими работами народных артистов Беларуси Иосифа Матусевича в роли Терешко Колобка и Зинаиды Конопельки (Полина). В этой работе интересно себя проявила и молодёжь коласовского театра – Алесь Лобанок и Болеслав Севко в роли Володьки, Галина Бальчевская и Любовь Нисневич в роли Надежды, Леонид Трушко в роли начальника полиции Сыродоева. Артист создал образ наглого, циничного человека со склонностями садиста.

Приближение к зрелости

Новый этап в творчестве Трушко связан с приходом в театр молодой белорусской режиссуры – Валерия Мазынского, который в 1977 возглавит художественное руководство театра, и Валерия Маслюка. Лучшие их работы, несомненно, это постановки мощных эпических полотен, в которые хорошо вписывались яркие типажи и индивидуальности артистов-коласовцев того времени – Владимира Кулешова, Евгения Шипило, Леонида Трушко, Петра Ламана, Тадеуша Кокштыса, Валентина Цветкова, Татьяны Мархель, Валентины Петрачковой.

В спектакле «Колокола Витебска» Валерия Мазынского по пьесе Владимира Короткевича Леонид Трушко создал образ Дорофея – одного из соратников Иосафата Кунцевича. В «Кастусе Калиновском» сыграл одного из участников крестьянского восстания Бронюса Марцявичуса.

В притче «Клеменс» Казиса Саи – одна из центральных ролей – смолокур Алялюмас, мудрый народный философ, который стал мучеником, пошёл на каторгу, взяв на себя вину своего духовного ученика Скалнаса.

Артист проводил всю линию роли в сдержанной манере, но за этой сдержанностью и немногословностью, внутренней сосредоточенностью и спокойствием скрывалась целая биография героя, его большой жизненный опыт и приобретённая с годами проницательность, мудрость. Это уже была работа взрослого мастера, одна из лучших в творческой биографии замечательного артиста.

Во многом противоречивым, неоднозначным по сути предстаёт перед зрителем образ священника Иорама Канделаки в спектакле «Закон вечности» по роману Нодара Думбадзе, поставленном Валерием Маслюком в 1981 году. В разговорах, спорах с ним главного героя Бачана Рамишвили звучит преимущество действенной борьбы, ежедневного сражения за счастье людей. Персонаж Трушко, в отличие от этого, отстаивает скорее идею пассивного существования, догматическо-декларативную проповедь «добра вообще».

 

Живые характеры современников

Каждый герой Леонида Трушко – это живой характер, за которым стоит человеческая судьба. Так можно определить его работу и в спектакле «Старый дом» по пьесе А.Казанцева в постановке Валерия Маслюка, ещё один спектакль-легенда, который пользовался большой популярностью у тогдашней молодёжи.

 

Леонид Игнатьевич создал образ Максима Ферапонтовича – отца Саши, пьянчуги, домашнего тирана, деспота, из-за которого страдает вся семья. В сущности, из-за него дочь съезжает в другой город, сын становится алкоголиком. Контрастом к первому действию является второе, где главные герои становятся взрослыми людьми и возвращаются сюда, в старый дом. Герой Трушко совсем непохожий на того, прежнего. Теперь он прикован к постели, не может, не в состоянии выговорить слово и только выдавливает из себя какие-то звуки. Жена не собирается за ним ухаживать, бежит на свидание с очередным кавалером. И находит он сострадание только у дочери, которой когда-то сломал жизнь. И то, что с ним происходит сейчас, воспринимается зрителем и героями спектакля как расплата за прежние грехи.

И ещё один образ, который нельзя миновать. Это Андрей Буслай из драмы Алексея Дударева «Порог», поставленной Валерием Мазынским в 1982 году. Главный персонаж спектакля – человек от природы разумный и душевно щедрый, но спившийся и который стоит уже у той границы, за которой оканчивается человек. Не нужна ему жена, которая понимает, что любить его уже не за что. Не нужен сын. И сама жизнь не нужна Буслаю. Он покорился собственной слабости и поклонился ей как божеству. Андрей Буслай проходит через страшное испытание: он как бы увидел со стороны собственную смерть. Милиция нашла труп замёрзшего человека, в кармане которого был паспорт Андрея Буслая. Паспорт позволил предположить милиции, что погиб он – Андрей. Но на самом деле Андрей живой, а погиб и похоронен его собутыльник. Погиб, потому что утратил человеческий облик и потому что не встретил, как Буслай в фатальную минуту, человеческой доброты. Эта страшная ошибка заставляет Андрея с огромной силой ощутить опасность, которая ему угрожает, осознает будущее и с отчаянием броситься назад, домой, в родную деревню. Закричать, что он живой! И извиниться перед своим маленьким сыном.

Леонид Трушко показал процесс тяжёлого пробуждения Буслаевой души, возрождения человека к жизни. В отличие от другого исполнителя он показывает Андрея более напористым, активным в стремлении отыскать виновников и тем самым оправдать аморальность своего существования. Прозрение героя Трушко происходит не всегда последовательно. Тем не менее исполнитель заставлял своего героя познать тяжёлый приговор личной совести.

Позже Леонид Трушко сыграл в спекактле роль отца Буслая.

Остаться человеком

Спектакль «Рядовые», поставленный Валерием Мазынским по пьесе А.Дударева, был ещё одной удачной попыткой прикоснуться к теме войны. Пятеро солдат… Каждый из них несёт в себе и чувство собственной вины, и личный счёт врагу. Моральным центром спектакля стал персонаж Леонида Трушко. Вокруг Дервоеда или, как тепло называют его, Деда, фокусируется действие. К нему идут солдаты со своими сомнениями, ежедневными заботами. К нему льнут женщины, возвращаясь из концентрационного лагеря. Рядом с ними Дервоед делается ещё более молчаливым, но активно желает помочь этим женщинам хоть бы чем-нибудь, порадовать как-то.

 

Дервоеду бесконечно тяжело даётся каждая минута войны, каждый её выстрел. Режиссёр вводит в спектакль сцены воспоминаний – разговоры с женой. Фашисты убили её вместе с ребёнком на глазах у мужа, и он в их гибели винит себя. Но вина и беда только усилили его месть убийцам, а не озлобили на весь белый свет. Он остаётся человеком.

Последний период. Неожиданная точка

Последний период в творчестве Леонида Трушко был также довольно плодотворный и богатый на новые роли, новые свершения. Вершиной его творчества, несомненно, является образ короля Лира в одноимённой трагедии У.Шекспира. Роль, о которой мечтает каждый актёр. Постановка Валерия Маслюка явилась довольно экспериментальной, непохожей на традиционные воплощения этой трагедии. Это читалось и в авангардной режиссёрской концепции, и в сценографии, и в костюмах (сочетание современных элементов с историческими). Назначение на главную роль Леонида Трушко также не вписывалось в каноническую трактовку образа. Крупное телосложение и не совсем старческий возраст исполнителя мало соответствовали традиционным представлениям о хилом, никчёмном, выжившем из ума монархе. Исполнитель и не пробовал пробить внешнюю условность: его Лир физически здоровый тем более что акцентируются измождённые от пыток король Французский и герцог Бургундский. Он лишённый моральных комплексов тиран, который взрастил целую стаю льстецов и лицемеров. Зло в спектакле начинается именно с Лира. Но какие же усилия должен был совершить актёр, чтобы сыграть преображение такого Лира-короля у Лира-человека!

 

Спектакль «Король Лир», пожалуй, впервые за всю историю Коласовского театра был показанный в далёком зарубежье: ему рукоплескали зрители немецкого Нинбурга, и артист услышал в свой адрес много тёплых слов.

 

Среди других работ последнего периода можно назвать судью Ляпкина-Тяпкина из «Ревизора» и Яичницу из «Женитьбы» М.Гоголя, Тетерева из «Мещан» М.Горького, Эфраима Кэбота из «Любви под вязами» Ю.О’Нила, Жюльена Ферона в «Загадке дома Вернье» Р.Тома, синьора Баптиста в «Укрощении строптивой» У.Шекспира, Бартоломео дела Скала, герцога Веронского в «Чуме на оба ваших дома!» Г.Горина, Гапона Баричку из «Залётов» В.Дунина-Марцинкевича, Старика из комедии «И наяву иногда такое бывает, что и в сне не приснится» по «Святой простоте» А.Макаёнка, Абеля из «Соло для часов с боем» О.Заградника.

 

В 1996 году Леониду Трушко было присвоено почётное звание «народный артист Беларуси». В одном из интервью мастер отметил: «Роли, роли, взлёты, падения… Я – Леонид Трушко – сын Игната из-под Орши, артист, человек, белорус… Идёт жизнь. И за эти годы сыгранно так много, что иногда уже не отличить, где я сам, где персонаж, где его слова и мысли, где мои?.. Удивительная всё же таки профессия! Я – витебский пацан и вдруг: король, бомж, сталевар, убийца, кузнец, шельмец, философ, воин... Все мы, артисты, похожие. Каждому кажется, что он – единственный. И судьба, и режиссёры несправедливы только к нему лично.Я на судьбу не нарекаю. И звание, и даже слава моя у меня есть… Но приходишь на работу, а глаза ищут лист с распределением ролей… Прочитал: «Абель – Л.Трушко. «Соло для часов с боем». Подумал: «Соло для Трушко с боем». Ну, не последняя же роль. Пробьёмся!» К сожалению, артист ошибался.

 

Роль Абеля стала последней в его творческой биографии. Неожиданная болезнь поставила точку, и он в 1999 году был вынужден уйти на заслуженный отдых. Правда, театр не забывал: каждый год, чаще всего в октябре приходил на открытие очередного сезона. Да и коласовцы не забывали его, навещали Леонида Игнатьевича.

Умер народный артист Беларуси Леонид Трушко 10 января 2010 года и был похоронен в Витебске, на кладбище «Мазурино».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.

 

З ДАПАМОГАЙ QR-КОДА
АЦАНІЦЕ ТВОРЧУЮ РАБОТУ ТЭАТРА НА ПАРТАЛЕ РЭЙТЫНГАВАЙ АЦЭНКІ

  

КОЛАСАЎСКІ ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

          

 

ІНФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

 

           

               

 

X