ЛАРИСА АНТОСЕВА ОТМЕТИЛА ЮБИЛЕЙ

 

Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа поздравляет бывшую актрису Ларису Антосеву, которая 16 февраля отметила свой юбилей. Желаем ей крепкого здоровья, долголетия, душевной силы и выдержки, позитивного настроения!

 

Родилась Лариса Антосева в очень красивых местах, совсем неподалёку от Каменецкой башни. В детстве была очень застенчивой девочкой, потому выступала только перед родителями. Дебют состоялся уже на студенческой сцене, в Белорусском государственном театрально-художественном институте. Она окончила курс Александра Ивановича Бутакова, замечательного режиссёра и педагога. Вместе с ней учились белорусский драматург Алексей Дударев, заслуженная артистка Республики Беларусь Татьяна Лихачёва и многие другие известные деятели сцены. Первой ролью стала Василиса в горьковской пьесе «На дне».

Позднее была работа в Гродненском областном драмтеатре, куда она отправилась следом за мужем, будущим театральным режиссёром Игорем Бояринцевым. Здесь она сыграла Анюту в спектакле «Коммунист» по сценарию Е.Габриловича, купаловскую Павлинку. Были обещаны новые интересные роли. Но вскоре довелось изменить прописку. Её вместе с мужем ждал знаменитый Коласовский театр.

Фамилия актрисы по мужу – Бояринцева. А вот Антосева – творческий  псевдоним. Она появился у актрисы в 1984 году, когда она приехала в Витебск. Тогда Валерий Мазынский, главный режиссёр театра имени Якуба Коласа, спросил, как её называли в детстве. И она припомнила слова односельчан: «Вон, Антосева дочь пошла!» Так и осталась в театральных программках и афишах – Антосева. А дебютная роль Веры в спектакле «Рядовые» по пьесе А.Дударева определила её актёрскую судьбу. С того времени Коласовский театр стал её вторым домом.

 

В дальнейшем очень хорошие творческие взаимоотношения связали актрису с Валерием Маслюком, Антоном Гришкевичем, Игорем Бояринцевым. Именно в их спектаклях Лариса Антосева сыграла самые лучшие, «звёздные» роли. Это леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Ф.Шиллера, Регана в «Короле Лире» У.Шекспира, Шарлотта фон Штайн в моноспектакле «Разговор в доме Штайн о гере фон Гёте, которого в это время просто нет» П.Хакса, Мэри в спектакле «Люблю. Надеюсь. Жду» по «Шлюхе из Гарлема» Э.Сверлинга, фрекен Юлия в одноимённом спектакле по пьесе А.Стриндберга, Женщина в «Женщине в песках» К.Абэ, Шаганэ в «Женском столе в охотничьем зале» В.Мережко, Она во «Фламенко» В.Маслюка, Шарлотта в «Осенней сонате» И.Бергмана. Актёр должен быть соавтором и единомышленником режиссёра, а не послушной марионеткой, своего рода пластилином в его руках. Так считала Антосева и осуществляла этот принцип в совместной работе, совместном творчестве.

 

Более 30 лет своей жизни она посвятила Коласовскому театру, где создала почти 40 художественных образов. Каждый из них она наполняла собственными мыслями, переживаниями, эмоциями, силами, воображениями о людях и мире. А как же иначе, когда ставишь перед собой серьёзные творческие задачи и цели. Ларису Антоновну всегда интересовала высокохудожественная литература, самые лучшие образцы мировой драматургии, в первую очередь классической. И когда даже случались периоды творческого простоя, она приносила руководству театра, отдельным режиссёрам своё предложения. В итоге родились чрезвычайно интересные постановки.

Одним из таких предложений стала пьеса немецкого драматурга Петера Хакса «Разговор в доме Штайн о гере фон Гёте, которого в это время просто нет». В результате сотрудничества с Валерием Маслюком родился моноспектакль актрисы, который получил успех не только на родине, в Витебске, но и в Москве, на сцене Дома актёра имени Яблочкиной. Лариса Антосева представляла драму женщины, которой за тридцать. Драма в том, что женщина любит поэта. Поэт более занят собой, поэзией. Ценность взаимоотношений с Шарлоттой разве что во внешних проявлениях любви, он предпочитает холодноватую нежность страсти. Ларисе Антосевой выпала сложная работа над партитурой роли, логикой психологических доказательств, накоплением качественных душевных перемен. От воспитанной и сдержанной дамы из высшего света до женщины обиженной, от игры в волнение, от представления перед деревянным слушателем до истинного чувства и осознания: люблю и ничего сделать не в состоянии, и ничего не буду с собою делать. Во всё это нужно было вложить свою душу.

В память о любимом режиссёре актриса сыграет в его последней постановке, которую он при жизни не успел выпустить – «Люблю. Надеюсь. Жду» по пьесе Э.Сверлинга «Шлюха из Гарлема». Валерий Маслюк не дожил до премьеры... И Лариса Антосева самостоятельно доделывала спектакль.

 

По сюжету безработная голодная девушка проходит прослушивание в театре с целью получить главную роль. Она читает перед комиссией разные монологи, вкладывая в них в первую очередь себя, свой жизненный опыт, свои переживания. Спектакль был приближен к нашим современным реалиям и прозвучал как признание в любви Его Величеству Театру и в первую очередь Коласовскому.

В спектакле «Фрекен Юлия» по пьесе А.Стриндберга, поставленном Антоном Гришкевичем, Лариса Антосева также исполняет главную роль. Актриса органично существовала в модернистской эстетике спектакля, выявляла в нём таинственные глубины человеческой психологии. Юлия в исполении Антосевой безоглядно обольщает Жана (Пётр Ламан) и неосознанно втягивается в опасную игру. Она балансирует на острие бритвы. Изнеженная, капризная девчонка расплачивается за свою недетскую жажду любви горьким разочарованием, крушением фальшивого идеала. В бежевом, стянутом в талии платье, в красной шапочке с помпоном, она в финальной сцене напоминала обиженную школьницу, которая пережила душевную травму, но так и не превратилась в женщину. Тоска в глазах. Скрытый крик невысказанной боли.

 

Одной из лучших сценических работ актрисы стала Женщина в притче К.Абэ «Женщина в песках», поставленной Игорем Бояринцевым. Актриса много и основательно изучала японскую культуру, работая над этим образом, сама не однажды ездила в посольство этого государства. Для главного героя спектакля Никки Дюмпэя (Валентин Соловьёв) было важно отгадать загадку этой женщины, которая существует в условиях несвободы (так ему кажется), в этом же подвале, яме, но не хочет вырваться из этой клетки. Почему она ведёт себя так спокойно? В чём секрет этой внутренней мощи и прочности? Возможно, это безвыходность, а возможно, судьба, предопределённость. И в улыбке Женщины, в напевности интонаций её голоса, возможно, прячется её мудрость.

 

И ещё один образ, который создала актриса на последнем своём творческом этапе. Также Шарлотта, но уже в спектакле «Осенняя соната» по киносценарию И.Бергмана, поставленном Игорем Бояринцевым на камерной сцене. Жанр постановки был определён режиссёром как ночной разговор. Да, этот как раз тот самый разговор по душам, когда два, казалось бы, самых близких друг другу человека после семи лет разлуки предпринимают попытку стать такими на самом деле, в реальности. Характер Шарлотты в исполнении Ларисы Антосевай хорошо объясним в эпохе успешных людей. Хорошо тому, кто свой талант (а героиня актрисы – известная пианистка) смог переплавить в удовлетворение от больших денег, от славы, от полноценной жизни и даже служения искусству. Ещё бы добавить сюда душевную теплоту дочери. А вот с этим как раз заминка. Ведь не получила Ева (Нина Обухова) всего того, что должна была дать ей мать, занятая служением искусству и связанными с этим занятием удовольствия.

 

Последней ролью, сыгранной актрисой на коласовской сцене, стала графиня Ростопчина в постановке «Афинские вечера» по пьесе П.Гладилина, осуществлённой Валерием Анисенко. Носительница настоящей культуры, интеллигентности, человеческого достоинства и чести, она изведала и подлость, и низменность, и благородство, выдержала сложные испытания, прошла сталинские лагеря, но не сломалась. Наверняка, ей не очень по нраву пришёлся зять, пожалуй, потому она и редко бывает среди родичей. Её последнее путешествие – это как прощание со всем, что было дорогим и полюбившимся в жизни. Похоже, Анна Павловна не слишком спешит вмешаться в семейный конфликт, хоть получает удовлетворение от возможности «подколоть» своего зятя. Похоже, отстранённость от этой жизни, от реальности присутствует в ней. Слишком сильно живёт, давит прошлое… У Ларисы Антосевой образ получается скорее поэтичный, романтизированный, ей свойственны внешний лоск, изысканный аристократизм, актрисе в особенности удались щемящие моменты сюжета. Вот Наташа и её бабушка ведут разговоры о переселении душ. Причём Анна Павловна вопреки сомнениям внучки высказывает глубокую веру в правдивость этой теории. Только она не хочет райской беззаботной жизни в зажиточной Швейцарии, а мечтает стать …ребёнком своей внучки. И автор исполняет желание своей любимой героини. Её смерть в спектакле совпадает с рождением нового человека. Разумеется, в этом ощущается добрый юмор, ирония и вместе с тем светлая щемящая грусть.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос нужен что бы определить что вы не робот и придотвратить рассылку спама.

 

З ДАПАМОГАЙ QR-КОДА
АЦАНІЦЕ ТВОРЧУЮ РАБОТУ ТЭАТРА НА ПАРТАЛЕ РЭЙТЫНГАВАЙ АЦЭНКІ

  

КОЛАСАЎСКІ ТЭАТР У САЦЫЯЛЬНЫХ СЕТКАХ

          

 

ІНФАРМАЦЫЙНЫЯ ПАРТНЁРЫ

 

           

                        

 

X