ЕГО ДУША, КАК ЯСТРЕБ ДИКИЙ... ПЕТРУ ЛАМАНУ – 70!

11 июля отмечает юбилей Пётр Ламан – артист, ведущий мастер сцены театра имени Якуба Коласа, а ещё известный поэт, переводчик, член Союза белорусских писателей, обладатель медали Франциска Скорины. Ему исполняется 70 лет.
Юношеские годы
Родился Пётр Александрович в деревне Малосенцы Кореличского района, неподалёку от Мирского замка, там же прошли его детские годы. Рядом Загорье – родина выдающегося белорусского писателя Янки Брыля, которого хорошо знал отец будущего артиста и который, можно сказать, был крёстным Петра Александровича в литературе. Будучи юношей, показал тому тетрадь со стихами. Брыль сразу связался с Николаем Аврамчиком, заведующим отделом поэзии в журнале «Маладосць», и посоветовал обратить на юношу особое внимание. В скором времени на страницах республиканского издания появилась серьёзная подборка стихов Ламана.
После окончания школы Пётр отработал год трактористом, ведь, благодаря отцу, владел необходимыми навыками. А затем узнал, что одноклассник, будущий известный артист Театра юного зрителя Анатолий Жук, поступил в театрально-художественный институт, подумал: «А чем я хуже?». И тоже отправился в Минск. Выдержал большой конкурс и стал студентом на курсе выдающегося мастера Владимира Андреевича Маланкина, который не только учил профессии, но и занимался воспитанием личности. На распределении Петру предлагали несколько театров (Брест, Могилёв и Витебск), но он выбрал Коласовский, так как тот работал исключительно на родном языке. Поселился в той комнатке, где сейчас находится литературно-драматическая часть, смотрел спектакли гастролёров и ждал открытия сезона.
Первые роли
Первая роль была небольшая, играл брата главного героя в спектакле «Снежные зимы» по И.Шамякину, его персонаж молодым погиб в партизанах. Так что как следует и развернуться не получилось.
Затем была центральная роль – Теймураза Джакели из доброй грузинской комедии «Не тревожься, мама!». Спектакль поставил выдающийся режиссёр Борис Эрин, которого Пётр Ламан также считает своим учителем в профессии. Спектакль долго был в репертуаре, его трижды восстанавливали. Постановка повествовала о жизни молодого парня. О его мечтах, планах, любви, желаниях. О том, как он уехал служить в армию, где его направили на границу. Какие трудности ему встречались и как менялся его взгляд на мир и жизнь.
Затем был Юрась в «Несцерке». Как признаётся сам артист, ему всегда было очень хорошо, тепло и уютно в этом спектакле. Он знал наизусть все роли. Сперва его, как и всех молодых артистов, ввели в массовку. В дальнейшем назначили на роль Юрася, которого он играл вплоть до 50 лет. Однажды вышел в образе Школяра. Долго играл Матея, отца Настеньки. И, наконец, при последнем, капитальном восстановлении спектакля, был назначен на роль самого Нестерки, которого играет и сегодня. Правда, поначалу его выход в образе так полюбившегося зрителям героя вызывал много споров: все свыклись с обликом прежних исполнителей – шустрых, подвижных комедийных актёров. А тут – артист, внешне похожий на Янку Купалу, Максима Богдановича...
К слову, в дальнейшем он сыграет наших знаменитых песняров: Купалу - в спектакле «Сон на кургане», поставленном Виталием Барковским, Богдановича – в телеспектакле «Моя душа, как ястреб дикий», сценарий для которого написал сам актёр.
Из лучших ранних образов, созданных Петром Ламаном, - Мартиан Ропат, зачинщик восстания горожан из «Колоколов Витебска» В.Короткевича; Михаил Добрыневский из драмы А.Петрашкевича «Тревога», который, защищая невесту, убивает пьяного односельчанина; безродный музыкант Скалнас из «Клеменса» К.Саи, который олицетворял собой духовное богатство девятибедовцев, променявших его на сытую, рабскую жизнь.
К слову, в спектакле, кроме стихотворений Алеся Рязанова и Владимира Короткевича, звучали и строки самого Петра Ламана:
«Зямля мая,
Ты ўсё ж такі існуеш
І будзеш
Існаваць
Давеку,
Каб абуджаць…
Каб шанаваць…
Каб клікаць…
Каб клікаць
Чалавека
Ў чалавеку».
И ещё раз он сыграет очень близкую ему по духу и внутренней сути роль. Это будет молодой поэт Роман, деревенский талант, самородок, кристально чистый и требовательный к себе и другим (спектакль «Остров Елены» по последней пьесе Е.Шабана).
Творческая зрелость
В дальнейшем будут остродраматические роли – Рудольф («Такая странная любовь» – «Рудольфио» В.Распутина), Игорь («Отпуск после ранения» В.Кондратьева), Афганец («И был день…» А.Дударева), Макиавелли («Мандрагора» Н.Макиавелли), Краузе («Тузы» У.Видмера), Буров («Выстрел в тумане» по В.Быкову), Радзивилл Рыжий («Чёрная невеста» А.Дударева).
Ещё одна знаковая роль, в которой Пётр Ламан заявил о себе как о многогранном исполнителе, долгие годы просто не находившем своего режиссёра. Это Жан из драмы Августа Стриндберга «Фрекен Юлия» (постановка Антона Гришкевича). Герой Ламана постоянно находится в состоянии внутренней раздвоенности. Он подыгрывает ухаживаниям Юлии, поскольку ему импонирует внимание хозяйки-аристократки, и одновременно осмотрительно осторожничает, униженно ощущая своё неравенство. Он лакей по состоянию души, потому и неспособен подняться до заманчивой высоты. Граница его возможностей – Кристина, не столько равная по положению, сколько похожая по натуре. Неслучайно оба они спокойно и осмотрительно толкают Юлию на самоубийство.
К своему 50-летию артист и писатель Пётр Ламан подготовил авторский моноспектакль «Родина души», показанный на камерной сцене. Здесь зрительская энергетика особенная, и потому перед актёром стоит задача завоевать признание публики. Спектакль включал в себя четыре части: монолог о себе, рассказ об отце и матери, легенды о Коложской церкви и собственные стихотворения юбиляра. В нём артист и поэт говорит: «Человек рождается дважды. Тело – в материнском лоне, а где и когда рождается душа?» Театральный критик Татьяна Котович отмечала, что «спектакль создавался как исповедь, как духовная история автора и самого героя, как осмысление себя в пространстве и времени жизни нации – через её сакральные мотивы и архетипы». Спектакль действительно потрясал, ведь артист говорил со зрителем о самом близком, самом трогательном.
Из наиболее интересных работ последнего времени стоит выделить образы Хозяина («Очень простая история» М.Ладо), Феди («Я жду настоящего мужчину» по Э.Радзинскому), Деда («Похороните меня за плинтусом» П.Санаева, за неё получил Диплом в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» на Международном фестивале камерных театров и моноспектаклей «LUDI» в Орле), Максима Кутаса («Шутки» – «Примаки» Я.Купалы), Органта («Плутни Скапена» Ж.-Б.Мольера), Симы, мужа Сойки («Доктор философии» Б.Нушича), Октавьо («Дурочка» Лопе де Вега).
С удовлетворением и большой отдачей артист работает в сказочных спектаклях «Приключения Чиполлино» А.Бадулина, А.Чутко (кум Тыква), «Пеппи» Ю.Кима по А.Линдгрен (Полицейский), «Огненный Лев» А.Кружнова (Спасатель).
Вторая профессия
Нельзя миновать литературную и переводческую деятельность Петра Александровича. Первый сборник «Исповедь огня» вышел в 1979-м. Следующие десять лет стали для него в особенности плодотворными, вышли три книги: стихотворные – «Зерно мгновений» и «Старая мельница», сборник прозы «Острова». О чём он пишет? О человеке, родной земле, любви, жизни, таких непростых судьбах.
Активно работает Пётр Ламан и как переводчик. Благодаря ему прозвучали на белорусском языке произведения, поставленные на коласовской сцене: «Последние свидетели» С.Алексиевич, «Квартет» Р.Харвуда, «Похороните меня за плинтусом» П.Санаева, «До третьих петухов» В.Шукшина, «Плутни Скапена» Ж.-Б.Мольера, «Загадочные вариации» Э.-Э.Шмидта, «Приключения Чиполлино» А.Бадулина, А.Чутко по Д.Родари, «Пеппи» Ю.Кима по А.Линдгрен, «Экстрасенсы» («Феномены») Г.Горина и многие другие.
В юбилейный день
театр желает уважаемому Петру Александровичу
крепкого здоровья, творческого долголетия,
новых ярких ролей, бодрости, жизненного оптимизма!
Добавить комментарий