«ДЕТИ. ВЁРСТЫ». СОСТОЯЛИСЬ ПРЕМЬЕРНЫЕ ПОКАЗЫ

20 и 22 ноября на камерной сцене Коласовского театра прошли два премьерных показа спектакля «Дети. Вёрсты» по мотивам произведений народного поэта Беларуси Якуба Коласа «На дороге жизни» и «На перепутье». Они были посвящены 140-летию белорусского классика и дню рождения театра. На первом из них присутствовала главный хранитель фонда литературно-мемориального музея Якуба Коласа, правнучка Песняра Василина Мицкевич. Она отметила высокий художественный уровень новой постановки и вспомнила некоторые факты из жизни Якуба Коласа, связанные с нашим театром.
Зрительный зал в эти вечера был полностью заполнен, что свидетельствует о большом интересе к новому спектаклю и в целом к тому литературному материалу, который выбрали коласовцы. Публика смогла увидеть два актёрских состава и при неизменности режиссёрского рисунка, сценографического и пластического решения это были очень непохожие показы, обусловленные индивидуальностями исполнителей, их разным диапазоном, темпераментом, профессиональным опытом.
Над спектаклем работала приглашённый режиссёр Инес Амами. Живёт она в Москве. Имеет актёрское образование, училась в Российском институте сценических искусств (ЛГИТМиК) в Санкт-Петербурге. Сейчас приобретает режиссёрское образование в Высшей школе сценических искусств Константина Райкина. Это её первый опыт сотрудничества с государственным театром, до этого она осуществляла постановки только в частных проектах. Сценограф спектакля – режиссёр-постановщик Коласовского театра Андрей Жигур. Композитор – также из России, лауреат международных конкурсов Павел Солдатиков. Пластику и хореографию осуществил Сергей Толкач.Он уже не единожды и вполне успешно сотрудничал с Коласовским театром.
Пьесу создал молодой российский драматург Артём Казюханов. Она написана на основе двух произведений, очень разных даже по жанру. Первый – «На дороге жизни» – это драматическая миниатюра, вторая – крупное эпическое полотно, трилогия «На перепутье». Естественно, что невозможно было вместить её в один спектакль, потому из последнего произведения взяты только отдельные сюжетные линии и герои – учителя Лобанович и Соханюк, егерь Баранкевич и его сын Чесь, дочери писаря Анна и Мария. Произведения непохожие не только по жанру, но и по стилю. Если «На дороге жизни» – абсолютно символистическое произведение, как купаловские драматические поэмы раннего периода, то «На перепутье» написана в реалистическом направлении. Пожалуй, сложно было и московскому драматургу, и в особенности режиссёру органично соединить их в одно целое. Но авторам спектакля это удалось.
На первом показе центральную роль Кобеты исполняла ведущий мастер сцены Светлана Жуковская. Образ получился очень объёмным. Здесь присутствует и глубокая внутренняя наполненность, психологизм, и ирония, сочный народный юмор (так свойственный Коласу), и – ближе к финалу – монументальность и трагическая возвышенность. Именно последние качества работы позволили актрисе отойти от излишнего бытовизма и придать спектаклю определённую философскую обобщённость. Возникает ощущение, что исполнительница вместе с режиссёром очень точно выстроила всю действенную партитуру роли и сыграла её как по нотам.
Достойно выглядели на премьере и другие центральные персонажи – Станционный смотритель (ведущий мастер сцены, обладатель медали Франциска Скорины Геннадий Гайдук) и Василий, сын Кобеты (артист Антон Барановский). Первый из них приобретает какие-то обобщённые, типизированные черты человека, который многое знает о людях и понимает в жизни такое, что тяжело даже высказать в словах, он – своего рода доморощенный философ, наблюдатель.
Очень темпераментно, наполненно, можно даже сказать, одержимо ведёт свою роль его молодой коллега Антон Барановский в роли Василия. Если тот что-то совершает, то в полной мере. Целиком отдаётся своей любви. Здесь он способен вытерпеть издевательства, унижение, тумаки односельчан. Полностью отдаётся учёбе либо творчеству. Обращаешь внимание на отличную энергетику артиста, который не жалеет себя на сцене.
Если каждый из этих исполнителей создаёт один образ, который проходит через весь спектакль, то другие – по две, а то и по три роли (если учесть эпизоды или массовку), причём абсолютно непохожие. В первом составе это Тимур Жусупов, который выходит то в образе благородного, по-христиански милосердного Священника, то выпивохи-учителя Соханюка, то петуха в массовке. А также Михаил Асанов (Круглый, Чесь), Максим Ратомский (Лобанович, Баранкевич), Ксения Каминская (Мария, Девушка), Татьяна Рогот (Анна, сестра Василия, и Саша, младшая дочь писаря).
Каждый исполнитель сумел найти интересные краски для своих образов. У их персонажей есть интересные подробности, психологические детали, благодаря которым перед нами предстают живые, конкретные люди. Кроме того, и в этом заслуга как режиссёра-постановщика, так и исполнителей, в спектакле создан крепкий актёрский ансамбль.
Во втором составе в роли Кобеты выступила ведущий мастер сцены Раиса Грибович. Её образ более бытовой, жизненно осязаемый. Это простая деревенская женщина, которая изведала много горя, прошла через множество испытаний, которые в чём-то закалили её характер. Актриса стремится не повторить вторую исполнительницу, она более сдержанная в проявлении своих чувств, эмоций, делает акцент на сильном волевом характере Кобеты, который, возможно, и стал причиной непонимания и конфликтов с сыном. Исполнительница будто постепенно подготавливает свою героиню к тому эмоциональному взрыву, той большой душевной драме, большому материнскому горю, которое постигло Женщину во время встречи с сыном. Будто мир в её глазах опрокинулся, утратился какой-то внутренний стержень, смысл жизни. Но после желания закончить жизненный путь возникает надежда найти утерянную дочь. Начинается новая дорога, точнее, её поиск.
В этом же направлении работает и заслуженный артист Республики Беларусь Георгий Лойко, который во втором составе исполняет роль Смотрителя. К своему образу он идёт скорее через бытовую манеру исполнения. Его Смотритель более земной, более реальный, чем в первом составе.
Василий в «прочтении» Дмитрия Филимоненкова романтичный, возвышенный юноша, эмоционально более сдержанный, чем первый исполнитель, душевно тонкий, он скорее напоминает поэта или художника. В особенности хорошо удаётся артисту финальный монолог его героя.
Хорошо умеют переключаться с одного образа на другой Дмитрий Коваленко (Священник, Соханюк, очень яркие образы его животных – собака Баранкевича, петух), Евгений Береснев (Баранкевич и выходы в массовке), Роман Волот (Круглый, Чесь), Ульяна Атясова (Мария, Девушка), Светлана Суходолова (Саша, Анна, массовка).
Стоит отметить изобретательную сценографию Андрея Жигура, который использовал в спектакле мультимедийные средства, большие экраны словно увеличивают движения героев, укрупняют их на фоне белорусских пейзажей. Этот приём сильно выстреливает в финале, когда множество детей отовсюду бегут в объятия Матери-Беларуси.
Следующий показ спектакля «Дети. Вёрсты» пройдёт 2 декабря, начало в 19:00.
Билеты в кассе театра (телефон 62-63-81) либо на сайте www.kvitki.by.
Добавить комментарий